Эксперты утверждают, что детей нужно учить обращаться с деньгами так же, как мы учим их пользоваться ложкой. Оба этих навыка необходимы в жизни. Но как начать разговор с ребёнком о деньгах и научить его распоряжаться ими?
Ирина Прокофьева, детский психолог и сказкотерапевт, в эксклюзивном интервью для RuNews24.ru рассказала, как объяснить ребёнку, что такое семейный бюджет и как правильно им распоряжаться.
Психолог отметила, что знакомить детей с деньгами можно с 3-4 лет. Отлично подойдет игра в магазин: во время игры легко объяснить принцип работы денег как средства обмена.
Многих родителей также волнует вопрос, как объяснить ребёнку, что покупка желанной игрушки сейчас невозможна из-за нехватки средств. При этом важно не внушить ребёнку лишнего, что могло бы повлиять на его отношение к деньгам.
«Чтобы объяснить ребенку, почему мы не можем что-то купить, лучше не использовать привычные фразы «это дорого» и «у нас нет денег». Покажите, как устроен ваш бюджет: сделать это можно во время похода в магазин. Возьмите с собой небольшую сумму (скажем, 500 рублей) и составьте список покупок. Вместе с ребенком соберите товары из списка так, чтобы уложиться в сумму. А в конце предложите добавить дорогой товар не из списка (например, игрушку за 500 рублей). Если ребенок согласится, объясните, что денег на все не хватит, и предложите выбор: отказаться от импульсивной покупки или купить игрушку, но остаться, условно, без ужина для семьи», - рекомендует специалист.
Еще один способ познакомить ребенка с деньгами – привлечь ребенка к планированию семейного бюджета: выписать все статьи расходов и наглядно показать, как распределяется ваш доход. Покажите, что на развлечения и игрушки выделена определенная сумма, а остальные деньги нужны для других расходов.
Также немаловажный вопрос в отношениях ребенка и финансов – это карманные деньги. Нужны ли они ребенку? Тут собеседница издания назвала ряд принципов, которые помогут в этом процессе.
Выдавать карманные деньги можно начиная с 5-6 лет, советует психолог.
Главные принципы:
- выдавать регулярно одну и ту же сумму, постепенно увеличивая ее с возрастом;
- не привязывать выдачу денег к поведению или оценкам;
- не указывать, как их потратить.
«Несколько первых «зарплат» ребенок спустит на ерунду, это нормальный этап обучения. После этого он начинает учиться распределять деньги и планировать свои расходы», - подчеркнула психолог Ирина Прокофьева.