Общество10.06.2024 - 01:30

Северные олени съедают тундру, а белые медведи переходят на пластик

Неустойчивое равновесие экосистемы в арктическом регионе вызывает серьезную тревогу специалистов, и дело не обходится без человеческого фактора.

Фото:

Состоянием экосистем в северных регионах и России и Арктике обсудили на конференции «Вселенная белого медведя», рассказала ИА RuNews24 доктор биологических наук, профессор Вероника Тарбаева.

Наибольшую тревогу специалистов вызывают изменение развития популяции белых медведей, северных оленей и связанная с этими процессами деградация тундровых земель. Самый крупный хищник планеты, белый медведь, демонстрирует тенденцию перехода на другую кормовую базу – северных оленей с привычных для него нерп и тюленей.

Невольной причиной изменения пищевых привычек эксперты называют таяние ледяных полей. Тяжелому и массивному исконному хозяину Арктики стало не так просто охотиться на ластоногих на хрупком тающем льду.

Поэтому, ступив на твердую землю, медведи предсказуемо и с аппетитом принялись осваивать новую для себя среду обитания, особенно в летние месяцы.

«Приходится констатировать, что наряду с яйцами, птенцами, молодыми гусями, леммингами, растительностью и водорослями обыденным делом для медведей стало нападение на оленей», - говорит Вероника Тарбаева, председатель комиссии по АПК, сельским территориям, предпринимательству, природопользованию и экологии Общественной палаты Ленинградской области.

Тревожит и тот факт, что в меню белого медведя неизбежно появились пластиковые отходы со свалок. Последствия перехода на такой рацион губительны для потомства: вид мельчает, самки приносят меньше детенышей.

Если ситуации сохранится, то в некоторых исконных местах обитания хищник может исчезнуть вовсе. Исчезновение угрожает и тундровым пастбищам. Бесконтрольно плодящиеся олени быстро уничтожают и без того скудную растительность в течение короткого северного лета.

Такое явление специалисты называют «перевыпас», который приводит к деградации естественных пастбищ, которые восстанавливаются очень медленно.

«Сегодня оленеводческие семьи имеют тысячные поголовья. Как следствие, снижается общее биоразнообразие тундр, поскольку вследствие трансформации растительных покровов уменьшается численность других видов животных – кормовой базы белого медведя», – отмечает Вероника Тарбаева.

Между тем существуют инструменты регулирования оленьего поголовья. Это региональные законы, субсидии, которые получают оленеводы именно по количеству голов рогатого скота.

По мнению эксперта, для поддержания равновесия в арктической среде необходим еще ряд документов. Так, в законодательстве отсутствует правовое закрепление понятия «рекультивированные земли». До сих пор не принят закон «Об охране почв», рассматривается на уровне областной палаты Ленинградской области с 2015 года.

Реклама