Ранее депутаты Государственной Думы от фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия — За правду» выступили с инициативой отменить Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и вернуться к традиционным формам экзаменов. В случае принятия законопроекта изменения вступят в силу с 2025 года. Результаты ЕГЭ, полученные до этого момента, будут действительны в течение четырёх лет и могут быть использованы при поступлении в вузы.
Член комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Николаевич Смолин в разговоре с корреспондентом ИА RuNews24.ru отметил, что на его памяти это уже не первый, не второй и даже не пятый законопроект, который предусматривает либо полную, либо частичную отмену ЕГЭ.
«Пока правительство с этим не соглашается, но я знаю, что в политических элитах по этому поводу происходят некоторые обращения. Поэтому полагаю, что какие-то изменения в ЕГЭ мы относительно скоро увидим», — подчеркнул парламентарий.
Инициатор законопроекта депутат ГД Ярослав Нилов считает, что вокруг ЕГЭ накопилось много проблем и сама процедура вызывает немало нареканий. В пояснительном документе к законопроекту отмечается, что из-за ЕГЭ растёт число самоубийств среди школьников и увеличиваются расходы родителей на репетиторов, чтобы подготовить детей к экзамену.
Также авторы законопроекта считают, что ЕГЭ губит творческий потенциал учеников и снижает качество образования школьников.
«Если выбирать между ЕГЭ и отменой ЕГЭ, я голосую за отмену ЕГЭ. Более 20 лет я провожу позицию о том, что от ЕГЭ есть польза. Но вреда от ЕГЭ больше. Польза от ЕГЭ хорошо известна — увеличение количества ребят из регионов в столичных вузах. Но при этом мы должны помнить, что абсолютное большинство таких ребят в регион не возвращаются. Это приводит к проблемам с воспроизводством научного потенциала, например, у меня в Сибири.
Кроме того, ректор ВШЭ и мой регулярный оппонент Ярослав Кузьминов признавал, что уже на стадии бакалавриата до половины успешных студентов ведущих вузов уезжают за рубеж. Единый госэкзамен в этом не виноват, но он этому объективно способствовал. Получалось, что мы работали на человеческий потенциал наших партнеров или, как теперь говорят, заклятых друзей, а не для собственной страны.
Мы многократно предлагали более мягкие версии законопроекта, о переводе единого госэкзамена в добровольный режим и о праве выпускников школ и абитуриентов вузов выбирать между единым госэкзаменом и классическим экзаменом. Такая версия сохраняла возможности для желающих более легкого поступления из регионов России в столичные вузы, но при этом не заставляла всех других мучиться с этим самым ЕГЭ», — подытожил Олег Смолин.