Ранее президент Владимир Путин поручил осуществлять контроль за рынком компьютерных игр, включив данное направление в основы государственной политики. Информация об этом была опубликована на официальном сайте правовых актов.
В документе указано, что одной из задач в области исторического просвещения является создание механизмов государственного и общественного контроля за рынком компьютерных игр. Цель такого контроля — предотвратить распространение цифровых продуктов, которые искажают представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о роли России в мире.
«То, что президент России Владимир Путин включил создание механизмов контроля за рынком компьютерных игр в основы госполитики в области исторического просвещения, стало закономерным следствием наметившейся ранее тенденции на импортозамещение и укрепление суверенитета в российской видеоигровой отрасли. Это делается, в частности, для того, чтобы пресечь искажение истории посредством видеоигр», — сказал в беседе с корреспондентом RuNews24.ru директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко.
По словам эксперта, история сейчас стала больше, чем просто наукой о прошлом. На фоне противостояния России с глобальным Западом исторические события становятся основой пропагандистских нарративов. Причем в значительной степени русофобских.
«А поскольку видеоигры стали важнейшей глобальной коммуникационной площадкой и культурной платформой, Запад активно использует их в качестве инструмента мягкой силы. Ведь по степени воздействия на массовое сознание игры зачастую обходят кинематограф. Неслучайно по итогам 2023 года выручка мировой игровой индустрии превысила 184 млрд долларов. А россияне в прошлом году потратили на видеоигры 156 млрд рублей, больше, чем на кино, книги и музыку», — отметил Александр Горбаченко.
Спикер уверен, что противостоять западной видеоигровой пропаганде можно в основном двумя способами.
«Во-первых, запрещая к распространению в России откровенно русофобского контента вроде игры Sniper Elite: Berlin 1945, где предлагается убивать советских солдат, штурмующих Берлин в 1945 году, или Call of Duty: Modern Warfare 2, где игрок может убивать мирных россиян в аэропорту или сотрудников ЧВК «Вагнер» на Ближнем Востоке.
Во-вторых, важно насыщать отечественный рынок российскими видеоигровыми разработками, транслирующими наши ценности и взгляд на историю. Хорошим примером здесь является вышедшая недавно «Смута» от российской студии Cyberia Nova. Несмотря на многочисленные нарекания к игровым механикам, геймплею и графике, эта игра выполняет важную идеологическую миссию. Она доносит до игровой аудитории российский взгляд на отечественную историю. Главный герой помогает русскому народу в борьбе с иноземными захватчиками, которые пришли «евроинтегрировать Россию» и «культурно обогащать» ее огнем, мечом и прочими «европейскими ценностями».
Хорошим примером являются также «Черная книга», выпущенная российской студией Morteshka, раскрывающая богатство мифологии и фольклора народов России. В этом плане можно также отметить и такие шутливые игры, как Slavania от FrostLeaf Games и «Русы против ящеров» от TheBratans. Несмотря на то, что по сюжету это озорные и веселые бегалки-рубилки, в них «русский дух и Русью пахнет». На подсознательном уровне они показывают наш народ и страну симпатичными, добрыми и человечными. А это важно, ведь западные видеоигровые нарративы, наоборот, часто нацелены на расчеловечивание и дегуманизацию России и русских для создания образа врага. В военном плане очень хороши и полезны «Мир танков» от Lesta Games, «Ил-2 Штурмовик» и «Калибр» от 1C Game Studios, демонстрирующие мощь российского оружия. Ведь русское оружие у врагов России вызывает страх, а у граждан — гордость», — поделился мнением собеседник издания.
Александр Горбаченко подчеркнул, что власти по достоинству оценили и стали уделять пристальное внимание видеоигровой индустрии и киберспорту. Это создает хорошие предпосылки для их динамичного развития внутри страны.
«Однако для качественной отечественной видеоигровой разработки также требуются поддержка со стороны государственных институтов развития и гармонизация нормативно-правовой базы», — заключил специалист.