В июле 2024 года Министерство просвещения РФ объявило о запуске горячей линии для оперативного подбора педагогов в школы. Эта новация направлена на улучшение ситуации с нехваткой учителей и повышение качества образовательного процесса.
Согласно пресс-сoобщению Минпросвещения, горячая линия предназначена и для директоров школ, ищущих квалифицированных педагогов, и для учителей, желающих найти работу. Подробности RuNews24.ru узнал у Якова Якубовича, эксперта Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ.
Особенность — каждая заявка рассматривается в течение трёх рабочих дней, что позволяет быстро реагировать на кадровый спрос и предложение.
«Это важный шаг в сторону цифровизации и оптимизации поиска преподавателей. Горячие линии и подобные сервисы снижают административные барьеры, помогают быстрее закрывать вакансии и сокращают «период безработицы» учителей. Однако для устойчивого улучшения ситуации нужны и более комплексные меры, в том числе поддержка педагогических кадров внутри самих школ — повышение квалификации, мотивация и создание комфортных условий труда», – поделился мнением Яков Якубович.
Помимо педагогических кадров, в системе образования остро стоит вопрос психологической поддержки. В последнее время обсуждается необходимость регулирования деятельности психологов, в том числе и в школах. Законопроекты, связанные с лицензированием и стандартизацией помощи психологов, вызывают много споров.
Недавно депутаты-коммунисты внесли новый законопроект по данной теме, однако эксперты отмечают, что документ почти повторяет отклонённую ранее инициативу Анны Кузнецовой с теми же юридическими недоработками — терминологическими неточностями и конфликтами с другими законами.
«Повторное внесение сырого законопроекта — это скорее попытка привлечь внимание к проблеме, чем реальное решение. Важно, чтобы регулирование психологической помощи было обоснованным и опиралось на существующие стандарты, чтобы избежать бюрократии и коррупции», – рассказал эксперт.
Почему нужна регламентация психологической помощи?
- Недобросовестные практики: на рынке много псевдопсихологов и коучей без профильного образования, что ставит под угрозу клиентов.
- Защита уязвимых групп: дети, жертвы насилия, кризисные семьи нуждаются в профессиональной помощи.
- Отсутствие стандартов: нет чётких критериев, кто считается профессионалом, а кто — нет.
- Риски чрезмерной бюрократизации. Введение обязательной аттестации и лицензирования может привести к коррупции и росту стоимости услуг.
- Снижение доступности. Новые барьеры могут лишить помощи тех, кто в ней наиболее нуждается.
- Как альтернатива — саморегулирование. Профессиональные ассоциации могут устанавливать стандарты и следить за их соблюдением.
- Оптимальный путь — усовершенствование действующих законов** с поправками, снимающими коллизии и пробелы.
«Государство должно стимулировать развитие бесплатных служб психологической помощи в школах и соцучреждениях, а также просветительские кампании для населения, чтобы люди понимали, к кому выбраться», — поделился мнением эксперт Якубович.
Минпросвещения эффективно решает проблему кадров в образовании с помощью горячей линии, что является своевременным и нужным инструментом. Что касается регулирования психологической помощи, то ситуация гораздо сложнее: она требует взвешенного, не бюрократизированного подхода, основанного на диалоге государства с профессиональным сообществом и учётом интересов граждан.