Часто новички на рынке рассматривают маркетплейсы как удобный и комфортный вариант бизнеса. Однако ощущение комфорта здесь во многом зависит от задач и ресурсов, которые он (новичок) может вложить в развитие этого направления. Если маркетплейс — это всего лишь дополнительный канал, тогда можно говорить о некотором комфорте. Но если это основной источник продаж, потребуется учитывать многие факторы: конкуренцию, необходимость поддержания высокого рейтинга, отзывов, управления качеством, рекламы и других аспектов.
Кандидат экономических наук, колумнист «Ведомостей» и председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев специально для читателей RuNews24.ru назвал ряд «подводных камней», которые могут ожидать начинающего бизнесмена при работе с маркетплейсами.
Спикер подчеркнул, что предприниматели подтверждают, что, когда маркетплейс становится главным каналом, бизнесу требуется значительно больше внимания. Например, конкуренция на маркетплейсах очень высока, и для обеспечения товару высоких позиций в выдаче нужно постоянно управлять каждым аспектом его представления. Один из предпринимателей рассказал, что каждый элемент — от описания и фотографий до отзывов и рекламных кампаний — влияет на видимость товара и его рейтинг в поисковой выдаче.
«Одна из явных выгод маркетплейсов — возможность избежать затрат на аренду офиса, склада или шоурума, если вы работаете самостоятельно. Однако отсутствие этих затрат не гарантирует автоматического успеха. Даже при минимальных расходах на физическое присутствие приходится вкладываться в управление видимостью товара на платформе, чтобы поддерживать конкурентоспособность. Многие предприниматели подчеркивают, что такой подход позволяет минимизировать затраты, но требует постоянной работы с каждым элементом карточки товара, особенно если речь идет о фотографиях, внутренней рекламе и качестве описаний», - говорит специалист Максим Солнцев.
По словам эксперта, контроль качества также не стоит на последнем месте. Продавцы отмечают, что любой товар на маркетплейсе проходит несколько этапов проверки и доходит до клиента в условиях, которые зависят от многих факторов. Например, если клиент получает помятый или поврежденный товар, он имеет право пожаловаться, что негативно сказывается на рейтинге продавца.
«В одном из таких случаев, как рассказал один из моих подопечных, маркетплейс не только снизил его рейтинг, но и взыскал двойную стоимость доставки. Такие риски нужно учитывать заранее и включать в ценовую политику», - поделился Солнцев.
Конкуренция за видимость товара — отдельный фактор. В сегменте одежды, например, нормально, если ваш товар находится на 50-м месте в поиске, — покупатели часто пролистывают далеко в поисках подходящего варианта. Однако в категориях, таких как электроника или автотовары, если товар не на первой странице, шансы на продажу стремительно снижаются. Именно эти особенности требуют регулярного анализа и адаптации стратегии. Если планировать продвижение на маркетплейсе без учета особенностей алгоритмов, высок риск столкнуться с недостаточной видимостью товара и низкими продажами.
«Некоторые подопечные также отмечают, что маркетплейсы требуют постоянного отслеживания всех обновлений и изменений на платформе. Каждое нововведение может затронуть разные аспекты бизнеса: от видимости товара в поиске до эффективности рекламных кампаний. Множество успешных продавцов регулярно следят за новостями маркетплейсов через специализированные каналы и форумы. Они также отмечают, что использование фулфилмент-операторов иногда помогает снизить нагрузку в управлении запасами и продвижением, но это добавляет свои издержки, поэтому многие предпочитают управлять процессом самостоятельно», - заключил собеседник издания.