В декабре прошлого года первоначальный взнос по льготной ипотеке со ставкой в 8% годовых повысился до 30%. Повышение суммы первоначального взноса мотивировалось тем, что это важный показатель, который говорит о платёжеспособность заёмщика, и тем самым будет предотвращено его попадание в долговую яму.
Реакция на повышение первоначального вноса у обычных граждан была очевидная, поскольку мало кто захочет копить больше денег или отказываться от покупки жилья.
О том, как чувствует себя рынок недвижимости после декабрьских обновлений, RuNews24.ru рассказал почётный член Российской гильдии риелторов Олег Павлович Самойлов.
«Если мы говорим про вторичный рынок со всем комплексом мер, повышением взноса, сильным повышением ставок и всем остальным, то отмечу, что его просто «убили». Это не первый случай «убийства» вторичного рынка, и на данный момент можно сказать — его фактически не существует.
Что касается первичного, то это повышение, включая программу льготной ипотеки, которая являлась главным источником платёжеспособного спроса, — довольно тяжёлый удар в комплексе с тем, что размер кредита ограничен, особенно по самым крупным рынкам в Москве и Санкт-Петербурге.
Там, где было 12 миллионов, максимальный размер на сегодня — это 6. Это тоже ощутимый удар, и мы уже видим, что это привело к заметному сокращению спроса и одобрения кредитов. Если цель была в этом, то ее достигли», — говорит специалист.
По словам Самойлова, Центробанк объявлял, что ведомство хочет таким образом охладить рынок.
«Другое дело, что сделано это было довольно грубо, и так делать было не надо, поскольку расплата, на мой взгляд, будет очень тяжёлая», — уверен спикер.
Эксперт по недвижимости отметил, что сегодня на отечественном рынке огромный объём построенного или строящегося, но не реализованного жилья.
«И какова будет судьба этого самого жилья? А главное, какова будет судьба застройщиков, которые будут нести издержки по обслуживанию и поддержанию этого жилья в надлежащем состоянии? Пока это большой вопрос. И как это отразится на тех же банках, которые в последние годы набрали огромные объёмы залогового имущества. Это тоже тяжёлая ситуация. Боюсь, как бы не получилось то, что мы видели на примере США, во время мирового финансового кризиса 2008 года, когда огромные объёмы перепроизводства не нашли своего покупателя», — сетует Самойлов.
Олег Павлович добавил, что российская экономика не такая крупная, как американская, и поэтому на весь мир проблема не разойдётся.
«Но для нашей строительной отрасли, и для экономики в целом, мало не покажется. Я понимаю, что рынок жилья перегрет, что он сегодня тяжело болен. И охлаждать его было надо, однако не таким методом. Сначала тянули, тянули, людей пугали, и на неких истерических побуждениях собирали весь оставшийся спрос, а потом вдруг резко рубанули, и теперь все проблемы будут расхлёбывать участники рынка», — подытожил специалист по недвижимости.