Общество07.09.2022 - 10:16

Елена Божкова рассказала об уникальном исследовании факторов успешности школьников

Исследование направлено на выявление проблем адаптации у школьников с целью устранения возможных проблем в будущем.

Фото: medium

Исследование пройдёт в рамках масштабного проекта «Адаптационный потенциал психического здоровья ребёнка как фактор индивидуального успеха». Авторами работы выступят два крупных образовательных учреждения страны – Приволжский исследовательский медицинский университет и Высшая школа экономики. Исследования пройдут при поддержке Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области.

Важность данного проекта обозначила министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Ольга Петрова. В ходе заседания рабочей группы министр отметила, что различные социальные факторы, большая информационная нагрузка становятся причинами возникновения психологических проблем у подрастающего поколения.  Также министр добавила, что обычная школьная неуспеваемость в подростковом или более раннем возрасте всё чаще становится первым признаком глубоких психологических проблем. Для решения данной проблемы и собрались учёные.

Добавим, что данное исследование реализуется в рамках программы «Приоритет 2030».  Проект нацелен на создание в регионах системы сопровождения учебного процесса в школах для улучшения психологического здоровья детей.    

RuNews24.ru удалось побеседовать с директором Нижегородского института клинической психологии (подразделение ПИМУ) Еленой Божковой. Специалист ответила на самые распространённые вопросы о проекте.

 

Как появилась идея провести подобные исследования?

Елена Божкова: На самом деле, подобные исследования уже давно ведутся. Началось всё с детишек с ментальными нарушениями. В том числе с расстройствами аутистического спектра. Изначально коллектив ПИМУ занимался работой с такими детьми. Выявлением, диагностикой, ранней помощью и коррекцией. И на фоне этой деятельности мы обнаружили, что в помощи нуждаются также здоровые дети, у которых имеются нарушения в развитии, мешающим им адаптироваться к образовательному процессу.

Поясню. Когда дети приходят в школу, они все без исключения проходят период адаптации, привыкают к новому коллективу, к новому виду деятельности и так далее. И этот период не у всех протекает благополучно. Если вовремя не вмешаться педагогу, родителям, школьному психологу, то это может вылиться в негативные последствия. Это не только академическая неуспеваемость, это и нарушение поведения, эмоциональные расстройства. А когда наступает подростковый период, и ребёнок не адаптирован, то это может наложить отпечаток на личность в целом. У него может сформироваться девиантное поведение. Вплоть до зависимостей или суицида.

Начинается всё вроде невинной лёгкой дезадаптацией, а закончиться может ужасными последствиями. А если мы вмешиваемся своевременно, то можем рассчитывать на профилактику таких нарушений.

 

Откуда берутся эти проблемы, если ребёнок здоров?

Елена Божкова: Множество факторов имеет значение. Несмотря на то, что мы растём в целом в схожих условиях, мы уже рождаемся разными. У нас разный темперамент, разная динамика развития, характер, мы воспитываемся в разных семьях и приходим в разные школы, где разные коллективы. И бывают ситуации, когда факторы складываются и приводят к неблагоприятному исходу.

 

 Разве проблемы с адаптацией в школе могут привести к таким страшным последствиям?

Елена Божкова: Проблема сложная, она начинает формироваться с очень раннего возраста.  Ребёнок приходит в первый класс: где-то не успел, в коллективе не состоялся, у нас в школах нередко фиксируются явления буллинга и кибербуллинга. И когда ребёнок из года в год оказывается оторванным от коллектива изгоем, психологические проблемы накапливаются и сказываются на формировании характера. А в подростковом возрасте в сочетании с возрастным кризисом ребёнок психологически неблагополучный не может самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.

 

Как родителю помочь своему чаду?  

Елена Божкова: Для начала скажу, что универсального рецепта нет. Нужно уметь ребёнка выслушать и найти на это время и силы. Не начинать его учить и указывать на недостатки, а просто дать выговориться, потому что нередко дети предоставлены сами себе. И они пересекаются только за общим столом. И этот вопрос «как дела?» и ответ «нормально» они – формализованы, взрослые нередко даже не стремятся узнать, как в действительности у ребёнка дела. Самое главное, что ребёнок сыт, одет, в школу ходит, ведёт себя нормально, значит, по мнению родителя, проблем нет.

Не каждый родитель готов сам себе признаться, что у его ребёнка проблемы. Психологические или не дай Бог психические. Всё-таки помощь специалистов психологического или психиатрического профиля она очень стигматизирована. Не хотят люди обращаться, боятся. Поэтому проблемы такого рода – это последнее, в чём семья признается.

 

Откуда у родителей этот страх перед специалистами-психологами/психотерапевтами?

Елена Божкова: Большинство людей зависят от общественного мнения, которое в России считает обращение за психологической помощью малоприемлемым. Взрослые люди скорее пойдут выговорятся друг другу, выпьют вместе, но вот пойти к специалисту – не решаются. А когда мы говорим о детях, то они воспринимаются как некое произведение искусства у своего родителя. И когда вдруг кто-то позволяет себе заподозрить, что с ребенком что-то не так, родитель сразу дает отпор, не хочет проблему признавать. Он боится, что вскрытие этих проблем будет иметь какие-то негативные последствия в будущем для ребёнка, что окружающие будут осуждать и избегать общения. Поэтому масса факторов отталкивают родителя от обращения за помощью.  

 

Как технически будет проходить исследование?

Елена Божкова: Будет развиваться очень много направлений деятельности, сразу два учебных заведения включены в это исследование. Во-первых, это Приволжский исследовательский медицинский университет, который инициировал исследование школьной адаптации, и к нам присоединились с изучением факторов успешности ребёнка коллеги из ВШЭ. Запланированы два параллельных процесса: будут идти беседы с учителями и родителями, и со школьниками. Тестирования тоже предусмотрены для всех участников.

 

На что должны повлиять итоги исследования?

Елена Божкова: У нас очень амбициозные планы. Мы рассчитываем, что нам удастся предложить некие изменения и дополнения в формирование учебного процесса, и даже выйти с конкретными предложениями на федеральный уровень. Предложения будут касаться дополнительного образования педагогов и психологов. Потому что педагогам иногда не хватает каких-то компетенций, чтобы их применить к ребёнку с особенностями, и улучшить и для него, и для себя учебный процесс. И родительское сообщество не обладает нужными знаниями. Мы полагаем, что сможем для детей предложить новые подходы в организации медико-психологического сопровождения учебного процесса.

 

В завершение добавим, что поставить ребёнку какой-либо диагноз может только квалифицированный специалист. Но именно перед родителем стоит нелёгкая задача быть максимально внимательным к своему ребёнку и вовремя заметить неладное.

 

 

Реклама