Российские водители опять находятся в зоне риска: теперь им могут запретить садиться за руль после приема определенных лекарственных препаратов, даже если их назначил врач. Нужен ли такой закон России, рассуждает юрист.
Дума планирует вернуться к обсуждению законопроекта о запрете водителям управлять транспортными средствами под воздействием лекарств. В беседе с ИА RuNews24.ru юрист Анна Черепанова поделилась своим мнение относительно инициативы.
Отметим, что разработка законопроекта началась в 2022 году после того, как Конституционный суд обратил внимание на пробел в законодательстве, выявленный Салехардским горсудом.
Тогда выяснилось, что садится за руль после приема лекарств, которые содержат спирт или психотропные компоненты, хотя и является нарушением ПДД, не образует состава административного правонарушения. И это не позволяет правильно толковать закон.
Для устранения этого пробела законодатели предложили добавить статью 12.8 КоАП уточнением. Думская инициатива теперь содержит более точную и объемную формулировку, который прямо относит управление автомобилем после употребления некоторых лекарственных препаратов к нарушениям ПДД.
Авторы законопроекта отметили в пояснительной записке, что вождение в состоянии лекарственного опьянения весьма опасно. И не важно, почему водитель употребил лекарства.
Однако, хотя алкогольное опьянение прямо запрещено и образует состав наказуемого деяния, лекарственное опьянение остается практически ненаказуемо. Хотя последствия могут быть одинаково тяжелыми в обоих случаях.
По мнению юриста Анны Черепановой, законопроект необходимо тщательно доработать.
«Документ сырой и никчемный. Не совсем понятно, какие анализы и исследования должны проводиться, а также за чей счет. Нет в том числе четкого списка, какие лекарственные препараты запрещены к употреблению, если человек планирует сесть за руль. Не прописан и такой момент: если водителю прописано лекарство врачом, как ему получить допуск к управлению автомобилем. Законопроект должен четко регулировать то, для чего он создан», — комментирует собеседница издания.
Помимо законопроекта, должен был быть создан и перечень лекарственных препаратов, запрещенных к употреблению водителем.
Авторы инициативы предложили применять анатомо-терапевтически-химическую классификацию, рекомендованную Всемирной организацией здравоохранения, и добавить в список, например, некоторые анестетики, снотворные и седативные препараты, а также средства для лечения эпилепсии и болезни Паркинсона.
Интересно, что в 2023 году законопроект получил поддержку Комитета Госдумы по охране здоровья. Однако в апреле 2024 года его вернули на доработку. В решении ответственного Комитета по госстроительству и конституционному законодательству говорилось: инициативу нужно доработать.