Переработки на рабочем месте довольно обширная тема для споров. Кто-то винит в них работодателей, которые выжимают из сотрудников все соки, а кто-то работников, неспособных грамотно распределить своё рабочее время.
Карьерный консультант центра карьеры университета «Синергия» Алина Дзюба эксклюзивно для RuNews24.ru указала на три группы факторов, которые мешают сотрудникам компаний укладывать обязанности в рабочее время.
В первую группу, о которой рассказала специалист, попали те обстоятельства, которые зависят от самого сотрудника. Присмотритесь, вероятно, среди них есть ваши частые привычки или убеждения.
Среди них:
- Неумение грамотно распределять рабочее время, разбивать задачи на «приоритетные и потенциальные», «срочные и длящиеся». Такие сложности могут возникать, если, например, очень хочется обсудить с коллегами детей, внуков, начавшуюся школу и т.д.
- Необъективная оценка своих сил, когда кажется, что всё успеешь. К этому же относится и неумение оцифровать каждую задачу на сроки, этапы или сделать её декомпозицию.
- Неумение говорить «нет». Это фактор психологический, но с этим можно работать как самостоятельно, так и с психологом. А если такие сложности возникают только в профессиональной сфере, то для решения этого вопроса можно обратиться к карьерному консультанту.
- Личные жизненные неурядицы. Например, если есть сложности дома, то из-за нежелания возвращаться домой сотруднику проще создать видимость большой загруженности, чем решать семейные или бытовые сложности.
- Надежда получить прибавку к зарплате. Да, ещё существуют сотрудники, которые убеждены, что единственная возможность получить премию или увеличить зарплату – это БОЛЬШЕ работать, а не КАЧЕСТВЕННЕЕ или РЕЗУЛЬТАТИВНЕЕ.
- Страх перед увольнением. Это может быть опасением перед сокращением, но иногда это просто вопрос низкой самооценки. С этим также можно обратиться к специалисту.
- Зарабатывание положительной репутации для успешной карьеры и продажи себя будущему работодателю.
- Трудоголизм, когда человек не может остановиться и находит всевозможные аргументы «почему это так важно».
- Сотрудник является «результатником», а не «процессником». Соответственно, для него на каком-то базовом уровне очень важны конкретные, ощутимые показатели.
Во вторую группу Алина Дзюба отнесла обстоятельства, напрямую зависящие от работодателя или компании.
- Сложные бюрократические процессы, когда задача спускается до исполнителя уже со сгорающими сроками и приходится задержаться, чтобы соблюсти дедлайны.
- «Здесь так принято», «А ты как хотел» и много другое, – это показатели устоявшихся правил, специфичной корпоративной культуры и нездорового климата.
- Когда в компании не выстроены процессы, нет центра распределения задач, нет понимания, кто за что отвечает или же много рутины. В таком хаосе переработки –стандартная история.
- Иногда, к сожалению, ключевую роль в переработках команды играет обычная привычка руководителя тянуть до последнего и отдавать задачу в последний момент.
- Необъективная оценка объемов и сроков выполнения задач высшим руководством, когда начальник убеждён, что на выполнение задачи не уйдет много времени, и при этом не учитываются уже имеющиеся объемы
И в завершение собеседница издания поделилась теми факторами, которые не зависят ни от одной из сторон.
- Специфика сферы деятельности. Например, сезонность, продажа каких-то специфических продуктов (цветы, фрукты), оказание специфических услуг (организация мероприятий, фейерверков и т.д.). К примеру, это свойственно сельхозсфере, когда идёт сезон уборок, или сфере прямого взаимодействия с людьми.
- Внешние обстоятельства, когда меняется рынок или политические передряги. Как было, к примеру, весной 2022 года, когда буквально встали все сферы.
«Одним словом, причин, влияющих на переработки сотрудников, достаточно много. А вот что с ними делать, каждый решает для себя сам», — подытожила карьерный консультант.