Существуют специальные сервисы защиты от телефонного мошенничества, которые используют машинное обучение.
Мошенники, звонящие россиянам, часто представляются сотрудниками полиции, Центробанка или колл-центра, при этом утверждают, что у их собеседника или кого-то из его близких заведено уголовное дело. Чтобы помочь людям распознать аферистов, директор по методологии и стандартизации компании Positive Technologies Дмитрий Кузнецов предложил пять способов.
Согласно эксперту, существуют специальные сервисы защиты от телефонного мошенничества, которые используют машинное обучение. Такие технологии позволяют обрабатывать голосовые данные и выделять характерные признаки мошеннических звонков. Кузнецов отмечает, что эти признаки довольно просты и включают в себя:
1. Представление мошенником должностным лицом, например, офицером полиции, сотрудником Центробанка или колл-центра.
2. Рассказ о проблеме, которой на самом деле нет. Мошенник может заявить, что заведено уголовное дело на собеседника или его близких или что с его счета были списаны деньги.
3. Частое использование мошенниками некорректных понятий, несвойственных российскому банковскому сектору, например, "индивидуальный счет в Центробанке" или "финансовый номер".
4. Отсутствие ответов на вопросы о персональных данных, например, последние четыре цифры номера карты, сумма последней операции или текущий остаток на счете.
5. Принуждение жертвы выполнять определенные действия, такие как предоставление кода подтверждения, перевод денег или снятие наличных в банкомате.
Кузнецов отмечает, что каждый из этих признаков сам по себе не является стопроцентной гарантией наличия афериста на другом конце провода. Однако, если в разговоре присутствуют несколько признаков одновременно, даже неопытный человек может быстро понять, что общается с мошенником.
Эксперт подчеркивает, что основным инструментом мошенников является паника, которую они намеренно вызывают у жертвы. Однако применение анализаторов голосовых данных позволяет извлекать эти признаки из беседы и находиться в состоянии нейтральности, понимая, что клиент находится в опасности и может совершить ошибки.