В современном мире средства массовой информации созданы для объективного отображения происходящего в мире. Достоверность содержания публикаций – один из основных критериев, которым руководствуются читатели при выборе того или иного издания. Но не все информационные агентства берут эту истину за правило при создании контента. Одним из таких ИА по праву можно считать «Росбалт», чья репутация за последние годы заметно ухудшилась.
В настоящее время информационно-аналитическим агентством руководит Наталья Черкесова, но фактическим хозяином считается её супруг Виктор Черкесов. Известно, что в период с 2000-го по 2003-й год он занимал руководящую должность в Северо-Западном федеральном округе, после чего в течение пяти лет был главой Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Правозащитник Вячеслав Долинин прокомментировал карьерный рост чиновника следующим образом: «По служебной лестнице он взбирался благодаря привычке вскакивать и вытягиваться по стойке «смирно» каждый раз, когда в кабинет заходил кто-нибудь из руководства».
По некоторым сведениям, в период работы в ФСКН Черкесов начал сотрудничать с братьями Магомедовыми, известными в определенных кругах бизнесменами, занимавшихся не только строительными госконтрактами, но и организацией крупнейшего в современной России наркотрафика через Махачкалинский порт. Стоит отметить, что знакомство чиновника с младшим из Магомедовых – Зиявудином, случилось в 2001 году. Предположительно, именно эта связь позволила Черкесову получить необходимую материальную базу для создания так называемого «карманного» ИА. Нельзя отрицать и того, что дружба тогдашнего главы ФСКН и братьев Магомедовых позволила дагестанским наркобаронам решить историю с наркотиками, ставшую затем достоянием гласности.
Как отмечают в журналистской среде, после знакомства с преступниками, ИА «Росбалт» стал рьяно обслуживать интересы братьев. Даже когда их поймали и предъявили в суде обвинения в хищении 2,5 миллиардов рублей в ходе строительства футбольной арены в Калининграде, «ручное» СМИ Черкесова попыталось представить данные события в выгодном для Магомедовых ключе, дойдя буквально до абсурда. Так, редакция рассказывала о том, что воры Магомедовы, вовсе не воры, а почти диссиденты, на которых объявлена охота за якобы идею создания медиахолдинга с политическим уклоном. При этом реальные причины и тяжкие преступления Магомедовых тактично замалчивались.
В целом, знакомство и сотрудничество Черкесова с данными людьми открыло для «Росбалта» новое направление заказных материалов. С тех пор, как многие подмечают в профессиональном кругу, за «Росбалтом» закрепилась слава ресурса, который стал рупором новостей о преступном мире. Комплементарного редакционного тона к ворам и рецидивистам при этом крайне трудно не заметить. К примеру, простой запрос по ИА в поисковике Googleуже на десятой строчке выдает следующую информацию: «Росбалт» - новости от воров в законе.
Судите сами, но сразу после отставки Черкесова с должности начальника Рособоронпоставки, в редакции «Росбалта» произошла полная переформатизация и тон публикаций стал оппозиционными по отношению ко всей России.
Связи, как закономерный результат, у «Росбалта» тоже заметно расширились. Так, после вышеупомянутых событий авторы ИА стали продвигать и пиарить идеи олигарха Михаила Ходорковского и его ресурса «МБХ-Медиа», заблокированного в РФ за призывы к массовым беспорядкам. Более того, публицисты издания Татьяна Хрулева и Александр Баунов оказались связаны с Центром Карнеги, чья деятельность подходит под определение иностранного агента. В этот же период отмечается значительное снижение качества материалов, что поспособствовало снижению популярности ИА среди читателей.
Анализ контента «Росбалта» показал, что издание, позиционирующее себя, как независимое, все чаще стало публиковать заказные статьи как от частных российских, так и от зарубежных лиц. Более того, на сайте обнаружилась масса публикаций, напрямую отвечающая личным интересам руководства. В текстах прослеживалось нагнетание ситуации в России и очень субъективное отображение новостной повестки с негативным характером.
Стоит отметить, что в статьях практически никогда не указывался источник, присутствовали ссылки на неназванные медиа, социальные сети и иностранные СМИ. К примеру, в тексте о сбитом Ил-20 в Сирии автор ссылался на израильское издание; в публикации об отравлении Скрипалей в Солсбери – на британское или немецкое.
Публикация бездоказательных фейков или инсайдов вообще стало излюбленной фишкой «Росбалта». Чтобы хоть как-то привлечь внимание потерявшей интерес публики, редакция, пользуясь старыми связями Черкасова с нечистоплотными служителями закона, за деньги покупает информацию, которая воруется из старых полицейских архивов.
Остальные рядовые статьи издания выглядят как характерный плагиат или копипастинг с ярким антироссийским и прозападным характером.
По словам директора Института новейших государств и политолога Алексея Мартынова, у многих СМИ есть своеобразная история взаимоотношений со спонсорами. Так и «Росбалт» связан с братьями Магемедовыми, которые когда-то были приличными людьми. Эксперт уверен, что негосударственные СМИ зачастую работают в угоду интересам их спонсоров.
Мартынов подчеркнул, что «Росбалт» в настоящее время «превратился в откровенный сливной бачок», а уровень аналитики и информации ИА абсолютно не соответствует современным требованиям. Издание стало неинтересным, и большинство серьезных людей его не читает. По словам Мартынова, это «желтая клюква», в которой кто-то с удовольствием размещает материалы за деньги.
Таким образом, в наши дни «Росбалт» стал абсолютно неавторитетным изданием, чьи публикации имеют яркий пропагандистский характер с явным прозападным уклоном. В большинстве своем статьи выглядят либо откровенно «желтыми», либо заказными. Неудивительно, что аудитория ИА заметно сузилась, что вынуждает «Росбалт» привлекать к себе внимание откровенно лживыми статьями и кричащими кликбейтными заголовками.
Фото: ridus.ru