Общество02.09.2024 - 11:06

Где искать, куда бежать: юрист рассказал, что делать, если ваш багаж потели при перелете или на вокзале

Все мы так или иначе сталкиваемся с необходимостью куда-то ездить, но бывают ситуации, когда даже самая приятная поездка может быть обременена потерей багажа. В такой неприятной ситуации лучше не паниковать, а строго следовать правилам от юриста.

Фото: из открытых источников

Антон Палюлин, преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин университета «Синергия», владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры» эксклюзивно для читателей ИА RuNews24 объяснил, как действовать, если ваш багаж был утерян в самолете или поезде.

Эксперт начал с того, что основные положения о перевозке грузов и пассажиров содержатся в Гражданском кодексе (ст. 785-799). Эти статьи регулируют обязательства перевозчика по обеспечению безопасности багажа. Воздушный кодекс (ст. 107-110) также содержит нормы, касающиеся ответственности перевозчика за утрату или повреждение багажа. Для международных авиаперевозок применяется Монреальская конвенция, которая регулирует ответственность авиаперевозчиков за утрату, повреждение или задержку багажа.

«Первое, что нужно сделать при потере багажа в аэропорту — это немедленно обратиться в службу потерянного багажа (Lost & Found) или к представителю авиакомпании. Это необходимо сделать в течение 21 дня с момента потери для международных рейсов и 6 месяцев — для внутренних», — говорит юрист.

Важно заполнить заявление о розыске багажа. В этом заявлении необходимо указать:

- ФИО пассажира.

- Номер рейса.

- Описание багажа (цвет, размер, особенности).

- Контактные данные владельца.

«После подачи заявления пассажир должен получить специальный документ (Property Irregularity Report, PIR), который подтвердит факт обращения и будет служить основанием для дальнейших действий. Необходимо сохранить все документы, связанные с рейсом и потерей багажа, включая посадочный талон, квитанции и другие подтверждения. Авиакомпания обязана провести поиск багажа в течение 21 дня. Если в течение этого времени багаж не найден, он считается утерянным», — сообщил спикер.

При потере багажа на вокзале следует обратиться в кассу или к представителю транспортной компании (железнодорожной или автобусной). Как и в случае с аэропортом, необходимо заполнить заявление о розыске багажа, указав все необходимые данные. Пассажир должен получить подтверждение о подаче заявления, которое будет служить основанием для последующих действий. Сроки хранения багажа составляют 6 месяцев со дня обнаружения, но уже через 30 дней после отсутствия ответа от транспортной компании пассажир вправе обратиться в суд.

В случае утраты багажа пассажир имеет право на получение компенсации. Размер компенсации зависит от типа перевозки:

- Для внутренних рейсов — 25% от МРОТ, равному 100 рублей, за каждый час просрочки выдачи багажа, но не более половины стоимости билета.

- Для международных рейсов — согласно п. 2 ст. 22 Монреальской конвенции (до 1000 специальных прав заимствования, что эквивалентно примерно 123 тыс. рублей).

«Для получения компенсации необходимо подать заявление в авиакомпанию или транспортную компанию с приложением всех документов, подтверждающих утрату багажа. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, пассажир может требовать компенсацию морального вреда, если утрата багажа привела к значительным негативным последствиям для него. Пассажир может также потребовать возмещения дополнительных расходов, связанных с утратой багажа (например, покупка необходимых вещей). Все требования имущественного характера владельцу багажа стоит обязательно изложить в письменном заявлении перевозчику, а при неудовлетворительном ответе — обращаться в суд общей юрисдикции по месту регистрации перевозчика», — рекомендует юрист.

Реклама