Общество02.08.2023 - 15:55

Авиаэксперт Герасимов рассказал, чем опасно столкновение птиц с самолетом

Больше новостей в сюжете: Новости авиационной отрасли

Подобные инциденты зачастую возникают при взлете или посадке воздушного судна, когда скорость начинает снижаться.

Фото: unsplash.com / Igor Starkov

В Байкало-Ангарской транспортной прокуратуре ранее сообщили, что самолет, следовавший рейсом из Иркутска в Якутск, при вылете столкнулся со стаей птиц, после чего экипаж принял решение вернуться на аэродром.

Случаи таких «встреч» воздушных судов с птицами не являются большой редкостью. В своем комментарии для Общественной службы новостей эксперт международной организации гражданской авиации, доктор юридических наук, заслуженный адвокат России Павел Герасимов объяснил, чем грозит самолету столкновение с птицами.

Эксперт отметил, что во время полета на максимальной высоте данный сценарий исключен, однако это может произойти при вылете или же при посадке самолета, когда его скорость начинает снижаться.

«То есть это скорость до 350 километров в час. Но в принципе мы понимаем, что столкновение с птицами на такой скорости, если это крупная птица, — это все равно что попадание снарядом из пушки», — пояснил Герасимов.

Последствия столкновения могут быть самыми разными. Эксперт заявил, что крупная птица способна пробить фонарь кабины, вывести из строя аэронавигационное оборудование, если удар придется по носовому обтекателю, а также нарушить работу закрылков, если столкновение произойдет с крылом самолета.

При попадании птицы в двигатель будут повреждены лопатки, создающие воздушную тягу. По словам Герасимова, после «встречи» с более-менее крупной птицей двигатель, как правило, приходит в негодность.

«Если тяга хотя бы одного двигателя сохранится на 70%, то никакой угрозы для безопасности полета не возникнет», — уточнил он.

Авиаэксперт указал на то, что при взлете риск аварии значительно выше, чем при посадке, когда воздушное судно все еще сохраняет определенный скоростной запас.

Герасимов также рассказал о том, какие меры принимаются руководством аэропортов, чтобы снизить подобные риски. Одним из способов, который считается весьма эффективным, является содержание соколиной службы. Тем не менее данный вид защиты не всем по карману. Известно, что с помощью соколов от диких птиц охраняют пространство над крупными аэропортами в столице, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Сочи.

Другие аэровокзалы и небольшие аэропорты снабжены специальными электронными ловушками-отпугивателями, которые работают по световому, шумовому и ультразвуковому принципу.

При этом Герасимов пояснил, что не все методы по обеспечению безопасности могут быть достаточно действенными, поскольку важно учитывать еще и то, где располагается аэропорт.

В случае с иркутским самолетом известно, что недалеко от взлетных полос располагаются гаражи, рядом с которыми находится свалка.

«Вороны и прочие птицы там явление довольно распространенное, и электромагнитные ловушки не очень эффективно работают. Но они в любом случае не могут защищать на 100%», — рассказал Герасимов.

Реклама