В случае с дискредитацией ВС РФ, в статье должна содержаться негативная оценка действий вооруженных сил и «побуждение к мнению», то есть убеждение адресата в правильности такой оценки.
Минюст пояснил, что входит в понятие «дискредитация Вооруженных сил России» в новой статье. Об этом «Коммерсанту» рассказал старший партнер проекта «Сетевые свободы» адвокат Станислав Селезнев.
Министерство юстиции разработало методические рекомендации по проведению судебной экспертизы по статьям о «дискредитации армии» и «публичном распространении заведомо ложной информации» об использовании этих вооруженных сил. В методичке четко разграничено, в каком случае какая статья применима.
Так, «распространение заведомо ложной информации» относится к «утверждениям о факте», а «дискредитация» касается негативного мнения о действиях вооруженных сил.
По статье о «распространения заведомо ложной информации» объектом экспертизы является сообщение, которое должно быть исследовано с учетом контекста его размещения. В этом случае внимание следует обращать на «способ подачи информации».
При установлении факта «дискредитации» эксперт должен определить «тип экстремистского значения, выраженный в материале». Это может быть «дискредитация использования ВС РФ» или «дискредитация исполнения органами власти своих полномочий в целях защиты РФ и граждан». К статье относится и «побуждение» или призыв к воспрепятствованию использования ВС РФ.
Методические рекомендации разработали в связи с актуальностью темы в условиях проведения спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины. Методички были утверждены в НИИ судебных экспертиз 17 июня.