Невероятный энтузиаст своего дела Сергей Прокудин-Горский, пионер цветной фотографии в России начала ХХ века, объездил всю страну. Его фотоработы, большим поклонником которых был император Николай II, дают нам гораздо больше в плане понимания российского быта того времени, чем все художественные и документальные описания.
В 1890 году Сергей Прокудин-Горский в возрасте 27 лет женился на дочери директора сталелитейных заводов и возглавил предприятие своего тестя. Казалось бы, дел невпроворот, доходы солидные, что еще нужно человеку? Но нет. В его жизни есть всепоглощающая страсть, которой Прокудин-Горский посвятит всего себя. Имя второй, но главной женщины в его жизни – фотография.
Став членом Императорского Русского Технического общества, Прокудин-Горский горский публикует одно за другим свои исследования в области фотографии. В частности, ему принадлежит работа «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)», что является с учетом качества аппаратуры того времени задачей по истине космической сложности.
Он скрупулезно исследовал печатание с негативов, мечтая усовершенствовать этот процесс. Его черно-белые фотографии экспонируются на Всемирной Парижской выставке в 1900 году. Это большое достижение, но его мечтания распространяются дальше: Прокудин-Горский хочет научиться передавать цвет на фотоснимках.
В 1902 году немец Адольф Мите, у которого под Берлином русский фотограф в то время стажировался, создал аппарат для цветного фотографирования. Как известно, цветопередача основана на трех цветах: красном, синем и зеленом. Так вот, чтобы получить цветной снимок с помощью камеры Мите, следовало сделать три негатива: фотографируя объект, менять цветные фильтры. Затем получали по ним три позитива, и через отдельные все те же синий, красный и зеленый фильтры одновременно проецировали три изображения на экран, получая цветную картинку. Даже описать этот процесс оказалось непросто, а уж сколько труда это требовало…
Сергей Прокудин-Горский усовершенствовал метод Мите, создав и запатентовав бромосеребряную пластину, которая была чувствительна ко всему цветовому спектру. Это позволило значительно ускорить процесс фотосъемки и у художника, наконец, появился инструментарий для воплощения проекта, который он задумал.
Считается, что первые свои снимки Прокудин-Горский сделал в Финляндии уже спустя год по возвращению из Германии.
В 1904 году – первое фототурне Прокудина-Горского. С апреля по декабрь он снимает виды Дагестана, Черноморского побережья и Санкт-Петербургской губернии.
В период с 1905 по 1909 год он снимает виды Кавказа, Средней Азии, Украины, Крыма… при этом успевает посещать выставки в Риме, Париже, Берлине, Антверпене. На выставке в Бельгии его цветная фотография признана лучшей и удостоена Золотой медали.
Целенаправленно поехав на территорию нынешнего Узбекистана, чтобы запечатлеть солнечное затмение 1907 года, Сергей Прокудин-Горский параллельно отснял виды Самарканда и Бухары.
8 октября 1907 года землетрясение в Самарканде разрушило последний купол древнейшей мечети Биби-Ханым, которую незадолго до этого отснял Прокудин-Горский. Это происшествие стало для него очередным свидетельством предназначения – надо успеть запечатлеть как можно больше людей и зданий, что застрахует их от забвения, когда подойдет момент конца их физического существования.
Прокудин-Горский фотографирует Льва Толстого в Ясной поляне и императорскую фамилию в Царском селе. Помимо этого он устраивает для венценосной четы эксклюзивный показ своих фоторабот. Чуткий к техническим новинкам царь заинтересовался «цветными картинками» и поручил министру путей сообщения Сергею Рухлову обеспечить специальный поезд, в котором Сергей Прокудин-Горский смог бы беспрепятственно путешествовать по империи. Надо сказать, что совсем уж безвозмездной помощь Рухлова нельзя назвать. По его просьбе фотограф снимал различные инфраструктурные объекты железной дороги на всем пути следования, а в 1915 году отснял репортаж о строящейся Мурманской ж/д.
За время активной работы Сергей Прокудин-Горский отснял тысячи негативов. Это были не только пейзажи и городские виды. Фотограф стремился передать быт своего времени, каким он был в разных уголках империи. По снимкам Прокудина-Горского восстанавливали памятники архитектуры и утерянные шедевры культурного наследия, но не менее важно, что историки, да и простые обыватели, могут узнать больше о том, какой была жизнь в России на заре ХХ века.
Свою бесценную коллекцию Сергей Прокудин-Горский вывез в эмиграцию. Сохранившиеся 1902 стеклянных тройных негатива и 2448 черно-белых отпечатков после его смерти родственники продали Библиотеке Конгресса США в 1948 году, где они бережно хранятся по сей день.
По заказу Библиотеки, в 2000 году компания JJT отсканировала все 1902 негатива и инвертировала изображения.
На следующий год 122 фотографии были отобраны Библиотекой Конгресса США для выставки «Империя, которой была Россия».
Работа по восстановлению фотографий, сделанных Сергеем Прокудиным-Горским, продолжается и сегодня. Восстановленные в рамках проекта Издательства Белорусского Экзархата «Российская империя в цвете» можно увидеть на одноименном сайте.
Фото: «Российская империя в цвете» / Издательство Белорусского Экзархата