Общество01.09.2025 - 13:29

Авторитет учителя: Минпросвещения запускает инициативу по защите чести педагога

Инициатива Минпросвещения о создании комиссий по защите чести и достоинства учителей, анонсированная министром Сергеем Кравцовым, вызывает живую дискуссию в образовательном сообществе. Эта мера, реализуемая по поручению председателя правительства Михаила Мишустина, призвана укрепить авторитет педагогов и создать дополнительные механизмы защиты их профессиональных прав.

Фото: нейросети, источник: CHATGpt

Подробнее эту тему RuNews24.ru обсудил с Яковом Якубовичем, экспертом Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ

Новые комиссии будут работать на федеральном и региональном уровнях, рассматривая случаи нарушения этических норм в отношении учителей, их трудовых прав и вопросы обжалования дисциплинарных взысканий. Особое внимание уделяется созданию прямой связи между учителями и федеральными органами управления образованием.

По словам Якова Якубовича, инициатива несет в себе значительный потенциал для защиты прав учителей, но требует тщательной проработки деталей.

Проблема, которую призвана решить эта инициатива, действительно актуальна. Авторитет учителя в последние годы подвергается серьезным испытаниям. Возросло количество случаев неуважения к педагогам со стороны и учащихся, и родителей. Появляются жестокие «приколы», а семейные разговоры нередко содержат критику в адрес учителей, создавая токсичную среду, где работать становится невозможно.

«Учитель должен ощущать поддержку и защиту со стороны системы. Если мы не создадим такие механизмы, то можем ожидать лишь ухудшения ситуации».

Кто будет защищать учителей? Этот вопрос пока остается открытым. Важно, чтобы соблюдалась объективность, а члены комиссий не имели конфликта интересов. Эксперт подчеркивает, что компетенции членов комиссии должны обязательно включать в себя юридическую и психолого-педагогическую составляющую.

Тем не менее, существует главный риск — бюрократизация и формализация процесса. Сенатор Айрат Гибатдинов справедливо замечает, что это может стать «очередной цепочкой в системе, которая и так перегружена бюрократией».

«Учителя и без того тонут в бумажной работе, и добавление новых отчетных процедур лишь усугубит ситуацию».

Не менее важен и вопрос баланса интересов. Защита учителей не должна приводить к ущемлению прав учащихся и родителей.

«Любая система разрешения конфликтов должна быть справедливой и учитывать интересы всех сторон», — заключает эксперт.

Чтобы комиссии не стали инструментом давления, необходима четкая регламентация их работы с разработкой подробных процедур рассмотрения жалоб. В этом смысле важна максимальная прозрачность — публикация отчетов о деятельности комиссий поможет обеспечить общественный контроль.

Необходимо также обучение членов комиссий основам медиации и конфликтологии.

«Умение вести диалог и находить компромиссы важнее, чем умение выносить карательные решения», — подчеркивает Якубович.

При грамотной реализации инициатива действительно может укрепить статус учителя и повысить привлекательность педагогической профессии. Учителя получат дополнительные инструменты защиты своих прав, что может способствовать снижению текучести кадров и улучшению психологического климата в школах.

Однако, как подчеркивает эксперт, успех этой инициативы зависит от того, насколько удастся избежать излишней бюрократизации и обеспечить сбалансированное представительство интересов всех участников образовательного процесса. Решения комиссий должны нивелировать конфликты.

В конечном счете, усиление защиты учителей не должно приводить к ослаблению внимания к правам учащихся и родителей.

«Только диалог и сотрудничество между всеми сторонами смогут обеспечить подлинное улучшение образовательной среды и повышение качества образования в России», — говорит Яков Якубович, подводя итог необходимости внимательного подхода к данной инициативе.

Реклама