В середине января текущего года СМИ сообщили о том, что правоохранительные органы Великобритании приступили к расследованию преступления сексуального характера, которое было совершено в виртуальном мире. Уточняется, что группа игроков (взрослые мужчины) надругалась над цифровым аватаром девочки-подростка.
Преступление было совершенно в виртуальном пространстве, где в этот момент находились и другие пользователи. Сообщается, что пострадавшая не получила физических последствий насилия, однако произошедшее отразилось на психике подростка.
Виктория Береснева, преподаватель кафедры киберспорта университета «Синергия», эксклюзивно для ИА RuNews24.ru прокомментировала событие и высказалась о таком явлении, как виртуальное насилие.
«В настоящее время технологии находятся на достаточно низком уровне, чтобы обеспечивать физическое взаимодействие пользователей в виртуальной среде. Но такие разработки есть, некоторые уже можно приобрести — например, тактильные костюмы, жилеты и так далее.
Несмотря на недостаточное развитие технологий, уже есть прецеденты сексуальных преступлений в метавселенных. Так, житель Южной Кореи был осужден на четыре года за сексуальные домогательства к детям. Он прикрывался детским аватаром, дарил детишкам игрушки и просил интимные фото. В итоге это было признано преступлением средней тяжести. А в феврале 2023 года одна из пользователей Horizon World пожаловалась на изнасилование в метавселенной Meta*. Над ее аватаром надругались несколько игроков. После этого компания-разработчик приняла меры по обеспечению безопасности в метавселенной.
«Очевидно, что все эти преступления вызваны отсутствием мер наказания за преступления как от разработчиков, так и на уровне государства», — рассказала Береснева.
Специалист добавила, что в настоящее время в виртуальном мире, будь это метавселенная, видеоигра, соцсети, видеохостинги, мы не защищены от различного рода контента, включая прямое домогательство через переписку или голосовое и видеообщение. Существует огромное количество сервисов, которые не регулируются ни их создателями, ни государством.
«С одной стороны, каждому пользователю необходимо обучаться цифровой грамотности и кибербезопасности, чтобы защитить себя в виртуальной среде. С другой стороны, должны предприниматься меры различного характера от разработчиков сервисов в вопросах взаимодействия пользователей в виртуальной среде, начиная от регулирования возрастного ограничения и заканчивая блокировкой нарушителей по «железу». Помимо этого, должны предприниматься меры со стороны государства по обеспечению кибербезопасности своих граждан. В нормативных актах должны быть прописаны, какие правонарушения возникают в рамках цифрового взаимодействия и какие последствия наступают при их нарушении», — говорит собеседница издания.
Виктория Береснева объясняет, что метавсленные подразумевают под собой неограниченное количество пользователей, выполняющих одновременно большое количество разрозненных действий, обработать которые способны лишь системы, созданные на основе искусственного интеллекта по анализу больших данных. Поэтому важно понимать, что для поддержки и регулирования новых цифровых технологий необходимы соответствующие кадры, которых, к сожалению, в настоящее время нет.
«Важно отметить, что метавселенная сразу рождается как коммерческое пространство, правила работы которого устанавливают разработчики. И какими бы ни были нарушения, самым страшным для пользователя может стать только блокировка аккаунта», — сетует Береснева
*Мета ( Meta) признана экстремистской организацией.