Российские учёные из ТГУ создали прототипы сенсоров для автомобильных лямбда-зондов, которые измеряют уровень кислорода в выхлопных газах. Сенсоры разработаны на основе оксида галлия, их получили с помощью высокотемпературного отжига.
Авторы проекта отмечают, что такие материалы имеют большую чувствительность к кислороду, чем используемые в современных лямбда-зондах, и у них есть преимущества перед импортными аналогами. Новая разработка существенно снизит расходы на запчасти, сделав их более доступными.
Разработку создали в Томском госуниверситете (ТГУ). Этой информацией с RT поделились в пресс-службе ТГУ.
Считается, что для правильной работы у лямбда-зондов должна быть высокая чувствительность к кислороду и сохраняться стабильность работы при температуре 600—900 °C. Такие свойства есть у оксида галлия и именно его ученые использовали как основу для новых кислородных сенсоров.
Учёные стали исследовать разные формы оксида галлия — полиморфы (соединения с одинаковым химическим составом, но разной кристаллической структурой).
По результатам экспериментов эксперты отобрали самые чувствительные к кислороду структуры, после чего была создана специальная плёнка методом отжига при 1000 °C.
«При этом плёнка превратилась в массив микрокристаллов, отличающийся развитой поверхностью и высокой чувствительностью к кислороду. Такой материал впервые был получен этим методом», — сообщил завлабораторией металлооксидных полупроводников ТГУ Алексей Алмаев.
Учёные создали условия, схожие с выхлопной системой автомобиля чтобы проверить работу сенсора. Выяснилось, что он не только имеет повышенную чувствительность к кислороду в отличие от многих современных лямбда-зондов, но и может работать в широком диапазоне температур.
Ранее в России разработали систему для обеспечения радиосвязи Севморпути.