Исследователи изучили три полотна живописца: «Портрет Мартина Солманса», «Купание Сусанны» и «Вирсавия».
Интерес ученых вызвал тот факт, что Рембрандт для создания своих полотен использовал белила с разным составом, что было нехарактерно для художников того периода (1606-1669).
Как правило творцы использовали белила, в составе которых имелись два карбоната свинца, которые получались при окислении свинца в присутствии углекислого газа и уксусной кислоты. Назывались такие белила по именам соответствующих минералов: церуссит и гидроцеруссит.
Однако великий голландский художник, как удалось определить исследователям, вместо церуссита в своих белилах использовал глюмбонакрит, который также является одним из видов карбоната свинца.
Интересен тот факт, что если в первом случае, при смешении церуссита и гидроцеруссита (в пропорции 30 к 70) белил получалось достаточно много, то при способе, используемым Рембрандтом, количество было ничтожно и для написания картин его бы явно не хватало.
Оказалось, что для создания белой краски Рембрандт использовал не только другой компонент, но и другой способ приготовления. Согласно рецепту 1678 года, он смешивал оксид свинца, масло и воду, а затем грел полученную смесь около часа. По завершению процесса получалось масло густой консистенции с образованием в нем плюмбонакрита и гидроцерцссита, причем, в тех самых количествах, которые были необходимы для написания картин.
Сейчас авторы исследования намерены выяснить все условия получения белил, которые использовал Рембрандт, и планируют воссоздать их образцы, а затем изучить процесс старения данной краски.
Фото: из открытых источников