Наука13.08.2020 - 06:36

Науке стало больше известно о том, как мозг приматов обучается чтению

При распознавании слов используется тот же алгоритм, который помогает различать физические объекты.

 

Исследование учёных из Массачусетского университета, результаты которого опубликованы в журнале Nature, вводит в научный обиходи термин VWFA — VisualWordFormArea, то есть, зона зрительно-словесных форм. Речь идет об участке мозга приматов, работу которого можно увидеть на аппарате магнитно-резонансной томографии в тот момент, когда подопытный смотрит на текст. Этот участок находится в нижней височной коре — это часть коры, ответственной за зрительную функцию. 

В мозге человека крайне трудно проследить за возникновением VWFA на уровне отдельных нейронов. Учёные использовали макак в качестве подопытных для своего эксперимента. Они показывали им около 2000 буквенных последовательностей, среди которых были как настоящие слова, так и бессмысленные наборы символов. Однако среди второй категории последовательностей были как случайные наборы символов, так и похожие на настоящие слова. 

Сигналы, полученные на аппарате МРТ, анализировались искусственным интеллектом, который делал вывод о том отличает ли какой-то из нескольких сотен участков коры настоящие слова и последовательности, похожие на настоящие слова, от беспорядочных наборов символов. Также машинный алгоритм анализировал сами нейронные импульсы, не сопоставляя их с символами, и задача состояла в том, чтобы угадать, что видит подопытный. Точность угадывания составила около 70%. Этого удалось достигнуть только при использовании нейронных импульсов, записанных в VWFA.  

То есть, при развитии и тренировке этого участка мозга обезьяна может научиться объединять последовательность символов в объекты и запоминать эти объекты, если они имеют словоподобную форму, которая время от времени повторяется в тексте.  

Судя по всему, во время эволюции зрительная кора расширила свою специализацию уже довольно давно, а по мере возникновения и развития языка, эти новые функции обретали все больше влияния. 

 

Фото: Nature


 

Реклама