Обледенение самолета на столь малой высоте зафиксировано впервые в мировой практике.
Томские ученые из Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН первыми в мире зафиксировали факт обледенения самолета на высоте ниже одного километра.
Ранее наиболее опасной высотой с точки зрения возможности обледенения корпуса самолета считалось три километра, а по мере приближения к земле она резко падает.
Но во время наблюдений на базе аэропортов «Богашево» (Томск) и «Толмачево» (Новосибирск) томские ученые с помощью спецоборудования обнаружили, что корпус самолета может обледенеть на высоте меньше километра. Это может привести к катастрофе, так как управляемость самолета при обледенении резко снижается.
Ученые отмечают, что наблюдаемое уникальное явление связано с глобальным изменением климата и региональными особенностями. Так, из-за потепления нижняя кромка облачности опустилась, в результате чего сдвинулась граница, где самолет соприкасается с воздушными массами, содержащими капли переохлажденной жидкости, переходящей в лед.
Ученые уже приступили к разработке программно-аппаратного комплекса сверхточного прогнозирования обледенения судов, который позволит реагировать на изменения климата, учитывая региональные особенности.
Фото: из открытых источников