Исследование провели в залах древнерусской живописи.
Специалисты федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН завершили работу по определению микробиома Государственной Третьяковской галереи. В ходе неё выяснили, что плесень, которую обнаружили в залах древнерусской живописи, можно использовать для создания лекарств-стероидов.
Об этом изданию «Московский комсомолец» рассказал руководитель группы генетической инженерии грибов, кандидат биологических наук Александр Жгун.
Идея возникла в 2018 году. Учёные изучили микробиологический фон в зале №61 древнерусской живописи исторического здания Третьяковки.
С икон и скульптур там сняли микробиологические пробы. Их также отобрали в трещинах потолка и за демонстрационными щитами в кабель-каналах, также в соседних залах древнерусской живописи. Всего в залах древнерусской живописи нашли 700 различных бактерий и около 300 грибов. Микроорганизмы росли на стене, которая выходит на Лаврушинский переулок. На ней образовывалась влага и развивались микроорганизмы. Так называемая точка росы находилась рядом с экспонатами.
Как рассказал Жгун, изолированные грибы-деструкторы живописных материалов могут изменять стероидные субстраты. Это нужно при промышленном получении конечных препаратов. Стероиды эффективно трансформировали около 20-50% микроорганизмов.
Стероиды – лекарственные препараты, которые при воздействии на организм человека могут менять гормональный фон при отклонениях от нормы, снимать боль в мышцах, суставах, воспаление или лечить специфические состояния, например, экзему, крапивницу, астму, волчанку, рассеянный склероз, заболевания кишечников. Сейчас применяется около 300 типов стероидов.
Уточняется, что дело в темпере – особых многокомпонентных красках, которой писали древние иконы. В их основе яичный желток, который содержит много холестерина.
Исследователи решили проверить грибы, которые питаются темперой, способна ли она взаимодействовать с фармацевтическими препаратами стероидного класса. В итоге выяснили, что эти микроорганизмы могут трансформировать структуру препаратов. Предполагается, что фармацевты смогут создать новые виды более полезных модификаторов.