Губернатор Петербурга Александр Беглов сообщил, что благодаря совместной работе с бизнесом и его поддержке в пандемию удалось стабилизировать экономику города и увеличить доход бюджета. Между тем в политическом сообществе с заявлениями главы города не согласны. На деле бизнес почти не получал помощи в прошлом году, несмотря на условное существование программ поддержки. Не изменилось ничего и в 2021-м. Бизнес по-прежнему является заложником решений Смольного, вынужденным исполнять требования властей, балансируя на грани банкротства.
Александр Беглов на совещании Штаба по улучшению условий ведения бизнеса сообщил об ожидаемом росте дохода бюджета города в 2021 году. Осенняя корректировка превысит 150 млрд рублей. Глава города связал это с поддержкой администрацией Петербурга городского бизнеса в период пандемии, в том числе при помощи «льготного кредитования» предприятий. По словам Беглова, эффективные меры финпомощи в прошлом году и в 2021-м, а также работа во взаимодействии с предпринимателями позволили стабилизировать экономику.
Однако в политическом сообществе слова губернатора поставили под сомнение, сославшись на информацию Смольного, что большую часть бюджета составили налоговые поступления от физлиц и организаций. При этом роль поддержки бизнеса администрацией Беглова была отмечена как спорная.
«Бумажная поддержка»
Малые и средние предприятия (МСП) в период пандемии действительно испытывали проблемы с получением финподдержки, несмотря на разработку программ администрацией города. Об этом говорят как представители бизнес-сообщества, так и политики. Например, замруководителя фракции КПРФ в городском парламенте Ирина Иванова в передаче «Партбюро» заявляла, что около 80% предпринимателей малого бизнеса в прошлый пандемийный год не дождались помощи от города. С трудом 2020-й пережил и средний бизнес. Ресторатор Александр Коновалов в беседе со СМИ объяснял, что невозможность получения помощи от Смольного связана с бюрократическими препятствиями. В условиях программ содержится множество нюансов, дающих возможность отказать в денежной поддержке. Например, если есть небольшая налоговая задолженность в 1000 рублей из-за неправильного квотирования или по иным причинам. Коновалов также объяснял, что выдача «льготных кредитов» под условие сохранения в штате работников была неэффективна. Их нужно было все же отдавать на фоне спада экономической деятельности. Помимо этого, «льготы» зачастую носили условный характер.
«Кредиты, которые давали на зарплату, якобы беспроцентные, тоже в половине случаев приходилось возвращать по полной ставке, потому что там по-разному считали численность сотрудников и прочее. По факту, настоящей поддержки — одна сотая от обещанного. Остальное — это все для широких масс, когда рассказывают, что вот вводим локдаун и бизнес поддержим. Никто настоящей поддержки не получал», - заявлял Коновалов.
Отсутствие диалога с предпринимателями
Не было и взаимодействия властей с бизнесом. Чаще всего администрация Беглова игнорировала обращения и петиции предпринимателей или принимала решения с существенной задержкой, что приводило к катастрофическим последствиям. В качестве наиболее показательных примеров можно выделить два.
Первый — введение губернатором Петербурга в ноябре 2020-го полного запрета на работу фуд-кортов и фуд-плейсов на территории ТЦ при том, что другим точкам общепита работать все же позволили, пусть и с ограничениями. Российский совет торговых центров направил письмо Александру Беглову с просьбой отменить этот запрет из-за его малообоснованности и экономической нецелесообразности.
В бизнес-сообществе тогда прогнозировали банкротства предприятий. Глава города обращение проигнорировал. Результат — после снятия ограничений в феврале 2021-го в Петербурге точек общепита на фуд-кортах стало на 30% меньше. Они закрылись на фоне сложностей с получением финансовой поддержки и жестких антиковидных мер.
Второй пример — провал с поддержкой туристического сектора. Из-за ограничений и высокого уровня заболеваемости коронавирусом в 2020 году турпоток упал на 70%, а совокупная прямая или косвенная выручка предприятий снизилась на 282,3 млрд рублей. Многие турфирмы закрылись, а отельерам приходилось продавать свои объекты. Одна из существенных причин кризиса —задержка реакции властей на ситуацию в турсфере. Комитету по туризму Петербурга понадобился почти год, чтобы разработать отраслевые меры поддержки и поспособствовать включению туроператоров и гостиничного бизнеса в перечень пострадавших от COVID-19 отраслей. Также оказались неэффективными и сами программы экономической помощи, недоступные из-за бюрократических сложностей и тяжелых условий получения.
В настоящее время подход Смольного к работе с бизнесом не изменился. Многие программы помощи сохранились с прошлого года. И концептуально они такие же, как и раньше — с многочисленными бюрократическими нюансами, утяжеляющими получение поддержки. Анонсированные новые льготные займы для самозанятых и субъектов МСП в связи с локдауном и введением QR-кодов все также содержат условности и в перспективе ведут бизнес к «долговой яме». При этом администрация Беглова продолжает игнорировать просьбы бизнеса и делает его скорее «обязанным» в сложившейся ситуации, оставляя за собой только право требовать выполнения антиковидного постановления № 121.
Например, Смольный перекинул на бизнес ответственность за проверку QR-кодов, которые в Петербурге начнут требовать предъявлять при посещении многих общественных мест уже с ноября. Причем чиновники пригрозили предпринимателям штрафами и приостановкой деятельности, если требования не будут выполняться. Обращения фитнес-центров, ассоциаций индустрии красоты и иных отраслевых организаций, требующих от власти рассмотреть отмену QR-кодов под условие обеспечения высокого уровня вакцинации сотрудников и выполнения санитарных норм, не принимаются в расчет. Равно как и просьбы заменить невыгодные «льготные кредиты» субсидиями, предоставить компенсации на оплату коммунальных услуг, налоговые каникулы, или помочь наложением моратория на штрафы и пени, чтобы избежать банкротств на фоне новых ограничений.