Администрация Александра Беглова несет ответственность за кризис в Петербурге, связанный с отсутствием конкуренции на рынке и недостаточным контролем со стороны властей за качеством снегоуборочных работ. При этом СМИ сообщают о наличии «госкартеля» при Смольном, выкачивающим деньги из бюджета последние несколько лет.
Петербуржцам запомнилась зима 2018-2019 года, когда коммунальные службы не справились с уборкой города после обильных снегопадов. Та зима получила название «стихийное бедствие». Несколько горожан погибли из-за плохой уборки снега и льда.
Городские власти пришли к выводу, что пора менять модель уборки, признав существующую неэффективной. В Смольном решили заняться реорганизацией и начать контролировать работу дорожных подрядчиков. Известно, что компании получали госконтракты, но подготовкой к зиме не занимались, в том числе не обновляли автопарк.
В 2019 году петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы проверило подрядчиков на соответствие качества выполненных работ расходу бюджетных средств.
Выяснилось, что в аукционах из года в год участвовали одни и те же компании, входящие в состав «снежного картеля», или в «госкартель» Смольного. В ходе торгов компании имитировали конкуренцию, по сути, распределяя между собой районы Петербурга.
Снижение стартовой цены на тендерах не превышало одного процента. Координацией работы дорожных предприятий занимался Комитет по благоустройству. В те годы деятельность ведомства курировал бывший вице-губернатор по ЖКХ Николай Бондаренко, приближенный к Беглову. Сейчас он депутат петербургского Заксобрания.
Прошло три года, а Смольный так и не сделал нужных выводов. Проблема уборки снега до сих пор сохраняется. Как заявил вице-губернатор Петербурга Анатолий Повелий, за это ответственны некие «компании-монстры», не выполняющие своих обязательств.
При этом «снежный госкартель» продолжает существовать даже после исполнения решения УФАС о дроблении лотов на аукционах по содержанию дорог на разные виды работ и районы. Снова одни и те же подрядчики получили госконтракты, причем без особой конкуренции, распределив между собой порядка 6,9 млрд рублей.
Компании, входящие в «снежный картель», заинтересованы не в качественной уборке улиц от снега, а выкачивании денег из городского бюджета. Жители Выборгского и Приморского района жалуются в соцсетях, что коммунальщики бездействуют, а улицы завалены снегом. Эти районы обслуживает ОАО «Коломяжское», получившее 1 млрд рублей из казны.
В конце прошлого года подрядчик провел закупку на вывоз снега объемом 100 тысяч кубометров субподрядчиком. В январе 2022 года компания запланировала оплатить вывоз еще 250 тысяч кубометров из двух районов, заплатив 53 млн рублей. СМИ не исключают, что «Коломяжское» потребует от города компенсировать понесенные расходы из бюджета. В этом случае стоимость контрактов на уборку снега может увеличиться на 100 млн рублей.
За последние три года таким образом на обслуживание Петербурга было потрачено 30 млрд рублей из городского бюджета. При этом ситуация с уборкой снега лучше не стала.
Горожане продолжают жаловаться на сложности с передвижением по городу, падения и травмы, а чиновники в ответ заявляют о реформировании сферы ЖКХ и взятии уборки снега под контроль Смольного. При этом депутат Заксобрания Борис Вишневский сомневается в успехе реформы. Он считает, что создание новых госструктур на базе нынешних дорожных ГУДП - весьма сомнительная идея. Во-первых, структуры останутся государственными. Во-вторых, никуда не исчезнет проблема дефицита финансирования, необходимого для увеличения штатной численности работников и закупки спецтехники.