Порт Ливерпуля был исключен из перечня ЮНЕСКО из-за политики властей города, одобряющих создание в районе доков новостроек. Это привело к разрушению архитектурного образа объекта культурного наследия. Проблема утраты уникального облика вкупе с потерей культурного фонда актуальна для Петербурга. Разрушение архитектурного образа Северной столицы – комплексная проблема. К ее наличию причастен комитет по инвестициям Романа Голованова, который не привлекает инвесторов. Доля вины есть на главе комитета по градостроительству Владимире Григорьеве, подозреваемого СМИ в использовании должностного положения и согласовывающего «безвкусные» строительные проекты, а также на ряде других ведомств.
Риск исключения из ЮНЕСКО Петербурга
Комитет по охране всемирного наследия лишил ливерпульский порт статуса памятника ЮНЕСКО. В своем решении члены комитета отметили, что ценный уникальный архитектурный образ порта XVIII-XIX веков был разрушен из-за начавшейся застройки. В последние годы в районе доков власти Ливерпуля одобрили строительные проекты небоскребов, пристани для круизных лайнеров, а также стадиона для клуба «Эвертон». Порт стал третьим объектом, лишенным международного охранного статуса за последние 15 лет. В 2007 году из перечня был исключен заповедник антилоп в Омане, а в 2009 году долина Эльбы у Дрездена.
Проблемы разрушения архитектурного облика, застройки, сохранности культурного фонда в целом актуальны и для Петербурга. Напомним, что исторический центр Северной столицы как самостоятельный объект включен в перечень ЮНЕСКО и по своему масштабу является одним из самых крупных. В него входит 36 групп памятников и 86 элементов на территории двух субъектов. При этом ядром номинации является центр Петербурга, где памятники расположены на площади в 4 тыс. га. Однако его присутствие в перечне под угрозой. В 2018 и 2019 годах город инспектировали эксперты ЮНЕСКО и по итогам исследования обратили внимание на ряд серьезных проблем.
Специалисты отмечали, что Петербург теряет свою уникальную ценность как исторический объект из-за постройки в районе охранных зон новых современных объектов, разрушающих культурно-архитектурный облик города. Тревогу у экспертов вызывала плотная застройка у парка Александрино, в Колтушах у научного городка Института физиологии им. Павлова и около других объектов в центре города. Было отмечено, что Петербург утратил ряд панорам. Например, новые мосты перед «Газпром Ареной» на Крестовском заслонили вид на Финский залив со стрелки Елагина острова. Панорама, открывающаяся с Петергофского шоссе, ухудшилась из-за «посредственной» архитектуры новостроек. Критиковали специалисты и неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия (ОКН) в городе.
В отчетах представители ЮНЕСКО подчеркивали, что власти Петербурга часто игнорируют обязательства об уведомлении международного органа о планах развития территорий в пределах исторического центра. Помимо этого, чиновники не принимают достаточных мер по ограничению и регулированию высотного строительства. Серьезная критика высказывалась по поводу отсутствия у властей единой стратегии по работе с культурным фондом. Эксперты неоднократно заявляли, что любое новое строительство в историческом центре и рядом с охраняемыми зонами должно быть остановлено.
Причины культурного кризиса
Разрушение архитектурного образа, обветшание и уничтожение исторических зданий – серьезная комплексная проблема. В ее наличии повинны все госведомства, участвующие в работе по сохранению памятников или занятые в градостроительстве. И в этом кризисе есть место как просто низкоэффективной работе комитетов Смольного, так и преследованию собственных корыстных интересов чиновниками.
Так, критика об отсутствии стратегии по работе с культурным фондов и его плохим состоянием может быть адресован комитетам по охране памятников (КГИОП) и имущественных отношений (КИО). Эти два ведомства отвечают за сохранность объектов, их реставрацию. КГИОП и КИО реализуют программы по передаче исторических зданий бизнесу для восстановительных работ и приспособление под современные нужды. Например, их совместной разработкой является программа «Рубль за метр» по льготной передаче ОКН в аренду на 49 лет при выполнении условий реставрации объекта в первые 7 лет. Но программа не показала эффективность. С момента ее введения в действие в 2018 году в частный сектор было передано всего 5 объектов. Бизнес охарактеризовал программу непривлекательной и проблемной из-за сложности соблюдения сроков, отведенных на согласование проекта реставрации и проведение ремонта ОКН. Низкоэффективная работа приводит к разрушению зданий и появлению на их месте новостроек. Также возможна причастность ряда сотрудников комитетов к реализации личных корыстных интересов. В последние годы в СМИ участились сообщения о принятии КГИОП сомнительных историко-культурных экспертиз, выводящих здания из-под охранного статуса и допускающих их снос с последующей постройкой современных ЖК, отелей и бизнес-центров. Помимо этого, КГИОП нередко отказывается брать исторические здания под охрану. Примером может послужить ситуация с домом священника церкви Милующей Божией Матери на Большом проспекте Васильевского острова. Межведомственная комиссия экспертов, в составе которой были пять чиновников КГИОП, глава КГА Владимир Григорьев и другие, не стала включать здание в список выявленных объектов культурного наследия. Как писал «Канонер», члены комиссии признали «объемно-пространственное решение фасадов невыразительным и носящим утилитарный характер». В итоге дом может пойти под снос, его уже затянули зеленой строительной сеткой.
Долю вины в разрушении ОКН можно увидеть в работе комитета по инвестициям. В 2019 году его главой стал Роман Голованов. При вступлении в должность он давал обещание привлечь инвестиции в город при помощи передачи объектов ОКН бизнесу через программу «Рубль за метр». О том, сколько было привлечено инвесторов, наша редакция отмечала выше, что наглядно иллюстрирует неэффективность ведомства. Голованова неоднократно критиковали, отмечая усугубление системного кризиса в ведомстве с его приходом. Коминвест поглощен бюрократией, работает по устаревшей инвестстратегии без ее обновления под нынешние экономические реалии. Кроме того, комитет безынициативен. Например, в работе по сохранению ОКН ведомство не предлагает свои идеи по модернизации существующих программ для привлечения бизнеса (взять ту же «Рубль за метр). Не разрабатывает финансовые инструменты и льготы, которые бы сделали исторический фонд привлекательным для инвесторов. Вместо это ведомство чаще ищет оправдания неисполнению показателей, которые, к слову, само себе и утверждает. Низкая эффективность Коминвеста напрямую влияет на обветшание культурного фонда и его исчезновение. Яркий пример – «Конюшенное ведомство». Уникальному зданию, включенному в перечень ЮНЕСКО, Коминвест уже несколько лет не может найти инвестора. Без денег и реставрации объект, уже давно находящийся в аварийном состоянии из-за повреждений несущих конструкций, постепенно приходит в полную негодность.
Критику экспертов ЮНЕСКО о «посредственной» архитектуре новостроек в Петербурге, нарушении высотности новых домов можно адресовать главе комитета по градостроительству (КГА) и главному архитектору Владимиру Григорьеву. При этом дело с большей вероятностью не в недоработках комитета или некомпетентности руководителя. Григорьева в СМИ давно считают одним из главных лиц, причастным к «теневому бизнесу», связанному с созданием препятствий застройщикам при согласовании строительных проектов. Без санкции главы КГА в городе невозможно построить здание, пройти согласование архитектурного облика проекта на Градсовете или изменить высотность строения. Проблем не имеет по большей части тот, кто может лично договориться с главой КГА и обходными путями заинтересовать» его в своем проекте. Если отношения складываются, то в комитете дают «зеленый свет» любым проектам. «Аргументы недели» считают, что это одна из причин засилья исторического центра и других районов Петербурга безвкусными ЖК и БЦ, представляющими собой стеклобетонные коробки, не вписывающиеся в архитектурный образ зоны застройки. В тоже время сомнительная деятельность может быть одним из источников получения личной выгоды.
Культурный фонд Петербурга надо взять под контроль
Ежегодно в Петербурге сносится с десяток исторических зданий. Согласно данным портала «Живой город» только за последние пять лет Северная столица потеряла не менее 70 уникальных архитектурных объектов. На месте многих появились или вскоре появятся новостройки элитного или бизнес-класса. Еще сотни ОКН постепенно приходят в аварийное состояние из-за низкой эффективности работы госведомств или возможного намеренного допущения разрушения памятников чиновниками из корыстных интересов. Среди них есть и объекты из перечня ЮНЕСКО. Это показывает наплевательское отношение властей к истории собственного города и то, что ситуация пущена на самотек.
Поэтому сфера обеспечения сохранности культурного фонда Петербурга остро нуждается в жестком контроле со стороны Смольного или федерального центра, которого сейчас нет. Давно назрели вопросы оптимизации работы КГИОП, КИО, Коминвеста, КГА и ротации кадров в руководящем составе указанных комитетов. Если ситуацию не взять под контроль, то в перспективе Петербург могут исключить из ЮНЕСКО, город окончательно потеряет свой уникальный облик и превратится в «Брюссель» со «стеклянной» архитектурой. Помимо этого, Северная столица может утратить статус одного из самых привлекательных городов для туризма.
Фото: из открытых источников