«Пиррова победа» Беглова погрузит Санкт-Петербург в финансовую депрессию

Погоня губернатора за триллионным бюджетом рискует обратиться в «Пиррову победу»: сформированные показатели не учитывают долгосрочной перспективы. Такая политика почти гарантированно приведет город к упадку, а «разгребать» образовавшиеся экономические проблемы, очевидно, придется следующему составу органов исполнительной власти.

Фото: официальный сайт администрации Петербурга

Правительство Петербурга одобрило проект корректировки городского бюджета на 2022 год. В документе отмечается, что по итогам текущего года доходы «увеличатся на 184 млрд рублей» — до 1,07 трлн рублей, хотя в нынешней его версии ожидался дефицит. В пресс-службе Смольного пояснили, что доходную часть бюджета город направит на здравоохранение, социальную поддержку, образование и различную инфраструктуру. Экспертное сообщество встретило проект без особого оптимизма.

Из сообщений представителей команды Александра Беглова можно понять, что экономическое состояние Петербурга улучшается, однако на перспективу в этом случае рассчитывать не приходится. Есть основания полагать, что история о триллионном доходе бюджета закончится как «Пиррова победа» — в будущем доходы упадут, а расходы только вырастут. К слову, на это уже обращала внимание председатель Комитета финансов Светлана Енилина в ходе нулевых слушаний петербургского бюджета. Она отмечала, что базовые объемы бюджета Северной столицы меньше, чем потребности региональных ведомств.

Не последнюю роль в подобных процессах сыграло и сокращение налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга, о чем рассказывал заместитель руководителя УФНС Владимир Полежаев во время «нулевых чтений» бюджета Петербурга на 2023-2025 годы. Всего в налоговую казну Санкт-Петербурга поступит на 5,8 млрд меньше, чем в 2022 году. Он сообщил, что в следующем году город не ждёт «такого же» объёма поступлений от крупнейшего налогоплательщика. Его название он не раскрыл, сказав, что это налоговая тайна, однако уточнил, что речь идет о представителе нефтегазового сектора. Не исключено, что Полежаев имел ввиду Газпром, ранее «переехавший» в Петербург.

Стоит учитывать и такой весомый фактор, как усиление закредитованности города. Нередко по инициативе губернатора Петербург запрашивает деньги у федерального центра на реализацию того или иного проекта. Следовательно, доходы снижаются (в том числе за счет сокращения выплат в бюджет крупнейшим налогоплательщиком), а расходы на обслуживание набранных Бегловым кредитов никуда не денутся.

В Смольном имеют четкое понимание ситуации, но на решения градоначальника это не влияет. Так, на портале Смольного опубликовали приложение к Закону Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Рассмотреть его планируют в рамках осенней корректировки бюджета. В документе спрогнозирован резкий рост внутреннего госдолга Северной столицы.



Журналисты неоднократно отмечали, что это связано с низкими экономическими показателями Санкт-Петербурга, что и объясняет стремление Беглова регулярно просить заемные средства у Москвы. Неизвестно, сможет ли Петербург исполнить свои обязательства по долгам в случае, если поток федеральных денег будет перекрыт.

Текущая экономическая ситуация является следствием недальновидной политики, проводимой окружением губернатора. Такой подход приведет к ухудшению состояния бюджета Северной столицы, однако разбираться со всеми последствиями, вероятно, придется другому губернатору. Срок полномочий Беглова, напомним, завершится менее чем через год. К тому же, если учесть системное появление градоначальника в различных антирейтингах, шансы на его переизбрание близки к нулю.

Реклама