Смольный поставил Петербург на грань мусорного коллапса

Петербург не готов к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с января 2022 года.

Фото: из открытых источников

Петербург не готов к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с января 2022 года. В городе отсутствует актуальная планировочная документация для «мусорной реформы». Регоператор «НЭО» может не успеть перезаключить договоры, а выбранные им подрядчики для перевозки отходов испытывают проблемы с мощностями. Сложившаяся ситуация создает риск срыва запуска реформы и мусорного коллапса в Петербурге. В других регионах с завалом дворов и улиц отходами из-за дезорганизации уже сталкивались.

«Смелые рапорты» из Смольного

К 1 января 2022 года у Петербурга прекратит действовать отсрочка, согласованная федцентром для реализации «мусорной реформы». Ее давали еще в 2018 году для того, чтобы город мог подготовить инфраструктуру для работы с отходами и выбрать региональных операторов, исполнив положения ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». В Комитете по природопользованию (сейчас курирует реформу) заявляют, что никаких задержек по переходу на новую систему обращения с ТКО не планируется, так как комплекс подготовительных мероприятий выполнен.

«Откорректирована территориальная схема обращения с ТКО Петербурга; проведена конкурсная процедура на выбор регионального оператора; подготовлены изменения в НПА регионального значения; созданы рабочие механизмы взаимодействия со смежными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими управление жилым фондом, компаниями-операторами по обращению с отходами, в том числе транспортировщиками», — цитировал телеканал «78» ответ на запрос пресс-службы Комитета по природопользованию.

Формально в комитете не обманули. В Петербурге есть регпрограмма для реформы, территориальная схема обращения с ТКО. Также выбран регоператор – им стало АО «Невский экологический оператор», учрежденное совместно Петербургом, Ленобластью, «ИнтерРАО» и «ВТБ». НЭО уже провел тендеры по выбору подрядчиков на транспортирование мусора и выбрал перевозчиков – «Автопарк № 1 «Спецтранс» и «Эко Лэнд».

Однако планировочные документы существуют чисто технически и имитируют подготовленность к реформе для отчета перед федцентром. На деле часть важных НПА отсутствует, а часть имеющихся неисполнима из-за неактуальности внесенных в них данных. Способность регоператора к работе с начала января также вызывает вопросы. Это формирует риски срыва старта «мусорной реформы».

За шорами официальных заявлений

В Петербурге регпрограммой – главный документ планирования, закрепляющий концепцию реформы, целевые показатели и этапы реализации, - называют постановление Смольного от 17 июня 2014 года № 487. Оно отсылает к подпрограмме № 3 Госпрограммы города «Благоустройство и охрана окружающей среды». Однако данный нормативный акт не определяет концепцию развития сферы обращения с ТКО и никакой программой на деле не является. Регпрограмма –отдельный утверждаемый документ, но в Северной столице его нет.

Второй документ планирования, имеющий высокое значение – это территориальная схема обращения с отходами. В ней указаны места скопления и объемы мусора, объекты переработки, захоронения или утилизации, а также информация о строительстве инфраструктуры (заводы, комплексы сортировки и т.д.). В Петербурге с 2019 года Смольный корректировал терсхему по меньшей мере три раза, причем с участием представителей мусорного рынка. Но по итогу утвердил ее с неактуальным данными, ошибками и проигнорировав рекомендации. В экспертном сообществе критиковали схему, отмечая ее некорректность и неисполнимость. Отдельное внимание обращалось на неактуальность существующего перечня образователей отходов и мест скопления мусора (контейнерные площадки). Между тем, это база для экономических расчетов по транспортировке отходов и работе с ними на полигонах и спецплощадках.

«Это первоначальная константа, база для всех расчетов. На ее основе определяется общий объем образуемых в Петербурге ТКО, их морфология, маршруты транспортировки отходов, необходимые мощности по сортировке и переработке отходов, затраты участников мусорной цепочки и т.д. Это та основа, на которой строится вся региональная схема обращения с отходами», - объяснял гендиректор СРО «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков.

Эксперты говорили еще в 2020 году о необходимости обновлениях данных о местах накопления отходов в терсхеме. Однако только несколько месяцев назад за актуализацию контейнерных площадок принялся НЭО, по сути взвалив на себя то, чем должен был заниматься город. Регоператор быстро с задачей не справился. 14 декабря стало известно, что помогать НЭО со сбором данных о площадках будут управляющие компании и администрации районов. И это, когда до начала реформы осталось меньше двух недель. Учитывая масштабы города и оставшееся время, вряд ли можно быть уверенным, что все данные будут актуализированы до конца декабря.

Еще несколько фактов о терсхеме. Так как отходы из Петербурга вывозятся в Ленобласть, схема должна быть согласована с территориальной схемой Ленобласти. Но взаимопонимания между регионами нет, а потому единая концепция работы с мусором двух субъектов не утверждена до сих пор. Ряд СМИ считает, что камень преткновения – строительство мусороперерабатывающих заводов и получение федерального финансирования на них. У двух регионов разные взгляды. Ленобласть хочет построить свои заводы под Кингисеппом и Всеволожском (КПО «Рахья») и в других районах, которым благоволит федцентр и «Российский экологический оператор». Петербург хочет реализовать проект по строительству пяти заводов, два разместив в городе и три в области. НЭО объявил тендер на проектно-изыскательские работы (ПИР) по предприятия в декабре. Нюанс в том, что предприятия нужно учитывать в терсхемах обоих регионов. Борьба за финансирование тормозит реформу. К слову, начало разработки ПИР для заводов Петербургом свидетельствует о неготовности инфраструктуры к переходу на новую систему обращения с ТКО. Также на сложность согласования терсхемы Петербурга с Ленобластью влияет ее неактуальность. Сегодня сложно понять, откуда и сколько повезут на площадки в область мусора.

Отметим, у Петербурга также нет согласованного и утвержденного плана мероприятий, содержащего этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО новым региональным оператором. Такой план также должен существовать в виде отдельного документа. О необходимости его разработки администрации губернатора Александра Беглова в ЗакСе напоминали еще в прошлом году, но Смольный это проигнорировал.

На пороге мусорного коллапса

Есть и иные факторы, указывающие на высокий риск провала старта реформы и способные привести к неблагоприятным последствиям для петербуржцев.

Регоператор работает с задержкой. Для запуска новой системы обращения с ТКО необходимо, чтобы все жители и юрлица стали «клиентами» НЭО. Регоператор начал договорную кампанию лишь 10 декабря. Сейчас процесс перезаключения договоров с УК и собственниками жителей идет очень медленно. И до начала следующего года НЭО, вероятно, не успеет их все заключить. Особенно с учетом присутствия в городе не только крупных УК с большим числом домов и контейнерных площадок. Но и маленьких, на территории которых располагается небольшое количество контейнеров.

Есть сложности, связанные с техническим оснащением новых перевозчиков ТКО и оспариванием тендера по выбору компаний на вывоз мусора из города.  НЭО при проведении конкурса на поиск перевозчиков мусора для обслуживания города не допустила к участию ОАО «Автопарк № 6 «Спецтранс». Это одна из старейших компаний на мусорном рынке, охватывающая 42% объема ТКО в Петербурге. Обслуживаемые ею территории были переданы «Эко Лэнду». Однако у новой компании значительно меньше технических и кадровых мощностей.

У «Эко Лэнда» около 100 машин (пухтовозов и автопрессов) и 73 сотрудника против 170 машин и 618 работников у «Автопарка № 6 «Спецтранс». У нового перевозчика также не хватает мусорных контейнеров. Известно, что ресурсы компании уже используются для вывоза мусора с других территорий, а в 2022 году ей придется вывезти почти в два раза больше отходов. К тому же против «Эко Лэнда» может сыграть медленное перезаключение договоров на обслуживание с НЭО и отсутствие актуальной информации по расположению контейнерных площадок из-за непроработанной терсхемы города. Таким образом, есть вероятность, что подрядчик физически не справится с вывозом ТКО. Об этом же сегодня говорят и эксперты рынка, прогнозируя мусорный коллапс. Такое мнение высказывал в беседе с РБК гендиректор СРО «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков, заявляя, что нехватка мощностей «Эко Ленд», в том числе спецмашин для работы во дворах-колодцах и с мусоропроводами, может послужить причиной срыва процесса вывоза мусора в некоторых районах города. Не стоит исключать риск и приостановки обслуживания части города. В АО «Автопарк № 6 «Спецтранс», после неудачного обжалования в ФАС недопуска на конкурс НЭО, заявляли о готовности к судебным разбирательствам.

В сухом остатке выходит, что Смольный подвел город к реформе организационно и технически неподготовленным. И к 1 января новая система обращения с отходами может не заработать.  В сложившихся обстоятельствах властям города рационально признать проблемы и взять новую отсрочку у федцентра. Чтобы было время устранить проблемы с регпрограммой и терсхемой, а также подготовить город для работы регоператора и перевозчиков. Смольный, конечно, может начать работу по новым стандартам, но это будет худший сценарий. В условиях отсутствия документационной базы, рабочей терсхемы и мощностей у перевозчиков, город может столкнуться с мусорным коллапсом. Во многих дворах контейнерные площадки могут превратиться в зловонные, перегруженные отходами свалки, доставляющие неудобства жителями. О них власти и подрядчики НЭО будут узнавать из фотографий в соцсетях, выложенных недовольными гражданами.

В других регионах такое уже было. Из-за дезорганизации после старта «мусорной реформы» отходами оказывались завалены улицы и дворы Красноярска.  ТКО не вывозили неделями. Жители требовали от властей города отмены реформы и ее перезапуска позже. Люди жаловались на заваленные помойки, запахи и дискомфорт. О проблемах Подмосковья писал журналист Илья Варламов. Он отмечал, что запуск реформы в январе 2019 прошел проблемно, в том числе из-за вероятно медленного перезаключения договоров с жителями регоператором. В первые недели после перехода на новую систему обращения с ТКО дворы Зюзино, Химок, Домодедово, Котельников были завалены мусором. Схожие проблемы были в Новосибирске и Челябинске.

Реклама