В 2019 году губернатор Петербурга Александр Беглов обещал сделать электрички городским транспортом. За годы его нахождения на посту градоначальника ситуация с ролью электричек в транспортной системе Петербурга не изменилась. Электрички до сих пор являются не самым быстрым и удобным способом добраться из пригородов или области в Петербург, но не более, из-за чего горожане предпочитают использовать личный транспорт, либо маршрутки. На проблему обратили внимание на федеральном уровне.
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что решить транспортные проблемы Петербурга и разгрузить дорожную сеть в мегаполисе поможет развитие электричек. Эффективность этого направления признали уже в 20 регионах страны и сейчас ведут работу в развитии этого сектора.
Петербургские власти уже задумывались о развитии городской системы электропоездов. В частности, губернатор Александр Беглов в 2019 году заявил, что они станут удобным городским транспортом и сделают горожан мобильнее. Однако с тех пор изменений в транспортной системе Петербурга не произошло. Электрички остались одним из самых неудобных видов транспорта для перемещения из Петербурга в пригороды и область, а также обратно. При этом, в городе петербуржцы предпочитают пользоваться метро, а не электричками: подземные поезда и ходят чаще, и пользоваться ими пока что удобнее.
Электрички жестко привязаны ко времени, до конечного пункта добираются около полутора часов там, где личный транспорт при отсутствии пробок доставит за 40 минут. При множестве пунктов в области электрички способны доставить лишь до части из них, до остальных приходится добираться другими способами. Еще одной проблемой являются проверки на вокзалах. С одной стороны, это вопрос безопасности, но с другой – это обстоятельство заставляет петербуржцев закладывать еще больше времени на дорогу. Также есть вопросы к расписанию: они не отходят от платформы раз в пару минут, как это происходит в часы пик в метро.
У губернатора был шанс вложиться в развитие электричек, однако Беглов сделал ставку на метрополитен. Президенту он пообещал до 2024 года открыть семь новых станций метро, но позднее их количество снизилось до трех. Однако из-за банкротства «Метростроя» и связанных с этим бюрократических процессов эксперты сомневаются, что за два оставшихся года градоначальнику удастся открыть хотя бы одну. На строительство метрополитена Беглов берет кредиты у Москвы, которые увеличивают нагрузку на бюджет Северной столицы, однако жизнь горожан от этого не улучшается.
В контексте предстоящей транспортной реформы с сокращением количества маршрутов и появления очередей на автобусы новые проблемы может решить развитие электричек. Однако в настоящее время из центра города в спальные районы можно добраться далеко не на всех электричках: есть более-менее стабильное сообщение с Купчино, Шушарами, Пушкиным, Павловском и некоторыми другими точками на карте Петербурга. В остальном же горожанам приходится рассчитывать либо на метро, либо на наземный транспорт, либо делать ставку на личный автомобиль.