У Смольного нет стратегии развития общественных пространств в Петербурге

«Газпром» создаст для Петербурга общественное пространство в Лахте. Это очередной проект благоустройства, который Смольный переложил на бизнес. Сама администрация Александра Беглова развивает общественные пространства с трудом. Мешают отсутствие системности и концепции, бюрократические проволочки и нежелание чиновников думать о жителях. Хотя в городе много удобных мест для таких зон – достаточно вспомнить те же «Апраксин двор» или «Красный треугольник».

Фото:

Смольный передал «Газпрому» земельный участок между «Лахта-центром» и яхт-клубом «Геркулес». Соответствующее постановление было принято 14 февраля на совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства. На предоставленном участке будет проведено благоустройство: появятся велодорожка, озеленение, а также зона для прогулок и отдыха. Работы планируется выполнить за три года, а потом «Газпром» передаст благоустроенное общественное пространство безвозмездно в собственность города.

В Петербурге наблюдается дефицит территорий для отдыха и досуга, а потому создание нового пространства – хорошая новость. Но обращает на себя внимание, что общественное пространство в Лахте станет очередным проектом по благоустройству, который за городское правительство вновь реализует бизнес. В Смольном позднее за него просто отчитаются.

Развитие общественных пространств – проблема Петербурга. Этим занимаются, в основном, энтузиасты и бизнес, а не правительство города, что признанный в экспертном сообществе факт. Можно назвать не так много зон для отдыха, которые пользуются популярностью у петербуржцев – «Севкабель», «Этажи», «Новая Голландия». Но все они частные.

Город и муниципалитеты тоже развивают старые и создают новые общественные пространства. Однако их проекты не имеют популярности у жителей, городу они коммерчески невыгодны. К тому же их очень мало. У этой проблемы есть ряд причин.

Смольный развивает общественные пространства хаотично. У администрации Александра Беглова нет общей концепции, стратегии развития подобного кластера в городе. В городском правительстве плохо понимают, где необходимо создать зону отдыха и что нужно жителям. Потому появляются они в Петербурге бессистемно и с большими задержками.

Часто городские проекты реализуются под мероприятия бюджетных организаций. Но сами мероприятия проводятся в строго очерченных рамках и пользуются спросом у небольшого числа петербуржцев. Над расширением спектра услуг, реконструкцией площадок и привлечением новой аудитории в Смольном не думают.

Мешают бюрократические проволочки, пассивность поиска инвесторов. В Петербурге, особенно в центре, много объектов культурного наследия и исторических зданий, которые без инвестиций рассыпаются, превращаясь в руины. Но в тоже время их можно приспособить под современное использование, под создание уникальных зон досуга и отдыха. Причем востребованных как у петербуржцев, так и туристов, но Смольный годами тормозит процессы.

К потенциально привлекательным объектам можно отнести комплекс «Апраксин Двор». Провести реконструкцию рассыпающихся зданий и создать общественные пространства планируют в нем еще с 2008 года. Но из-за многочисленных проблем и бумажной волокиты Смольного начать работу не могут до сих пор. Например, сегодня стратегический инвестор (компания «Питер») не может приступить к проекту из-за сложностей городского законодательства. При этом администрация Беглова не спешит оказать помощь, затягивая процессы, а по сути – увеличивая стоимость этих работ с учетом продолжающегося износа зданий. Из-за Смольного «Апраксин двор» пока остается обыкновенной «Апрашкой», где сохраняется проблема криминала и полулегальной торговли ширпотребом. Общественные пространства можно было бы создать на территории бывшего предприятия «Красный Треугольник». Однако здания пребывают многие годы в запустении и разрушаются. Смольный не может найти для него инвестора. И даже больше – в администрации Беглова открыто признают, что вообще не знают, как работать с этим объектом, никаких специальных программ  и планов нет. Аналогичная ситуация с комплексом зданий Конюшенного ведомства. Ранее заявленные проекты по его реконструкции реализовать не удалось. С 2015 года комплекс заброшен и постепенно приходит в аварийное состояние, превращаясь в руины. Город тратит огромные деньги на поддержку конструкций здания, но это помогает слабо. Нужен инвестор и приспособление комплекса под современные нужды, но Смольный активно не проявляет. И таких уникальных мест в городе еще много.

Еще одна проблема проектов Смольного – их незавершенность. Эксперты СПБГАСУ отмечают, что в Петербурге много хороших мест для досуга жителей, но нет ни одного полноценного общественного пространства. Все они незавершенные, имеют недостаточные функциональную насыщенность, доступность, безопасность, проблемы с транспортом и иные недостатки. При создании (постоянных и временных пространств) не думают о комфорте жителей, извлечении максимальной пользы из территории. Приводился простой пример. Во время ЧМ-2018 власти города организовали фан-зону на Конюшенной площади. Там убрали транспортный трафик, сделали посадочные места и повесили экраны. Но вместо полноценного общественного пространства получился большой зрительный зал. Организаторы не подумали о достаточном количестве сервисов – едете, воде и туалетах. И эта проблема повсеместна.

Отсутствие системности развития общественных пространств, неориентированность на потребности жителей, игнорирование потенциальных площадок –  большое упущение Смольного. Администрация впустую тратит сотни миллионов рублей, а потребности горожан не обеспечивает. Бизнес, на который смольный перекинул основную часть работы, всю работу выполнить тоже не может. Между тем, по оценке специалистов, наличие таких пространств и их качество – значимый фактор в оценке качества жизни в городе, влияющий на удовлетворенность горожан и уровень конкурентоспособности Петербурга для новых жителей, туристов. И сегодня Северная столица мало что может предложить петербуржцам и гостям.

Реклама