Уже через две недели, 1 июня, в Санкт-Петербурге должен стартовать второй этап транспортной реформы. Предполагается, что в городе появится 94 маршрута, 20 из которых новые. Для этого транспортным компаниям потребуется выпустить на дороги 693 новых автобуса. Однако еще в середине апреля отвечающий за транспорт вице-губернатор Максим Соколов объявил о возможном срыве реформы.
По его словам, причиной стала блокировка федеральных субсидий в размере 4 миллиардов рублей. Сумма существенная, но для Петербурга, планирующего на 2024 год уже триллионный бюджет, подъемная. За две недели до старта второго этапа реформы Соколов так и не сообщил, удалось ли изыскать иные источники финансирования для реализации нововведений.
Транспортная реформа в Петербурге должна была начаться еще в июле 2020 года, перед этим чиновники готовились к ней пять лет. За полгода до предполагаемого старта вице-губернатором по транспорту Петербурга стал Максим Соколов, ранее руководивший Минтрансом России. Вероятно, за шесть месяцев Соколов действительно не смог бы существенно повлиять на планы реформы, но в процесс вмешалась пандемия и запуск новой модели транспортного обслуживания был перенесен. У новоиспеченного вице-губернатора было более двух лет для проверки всех расчетов, обсуждения нововведений с горожанами и проведения комплексной работы по реформе. Но 1 апреля 2022 года, когда стартовал первый этап, неожиданно выяснилось, что план реформы оторван от реальности настолько, что даже не согласованы финансовые потоки.
Ключевой особенностью реформы должен был стать полный контроль Смольного за работой городского транспорта, и, как следствие, отказ от частных маршрутов. Петербургу предстояло заменить «маршрутки» на полноценные автобусы, следующие по заранее утвержденным маршрутам с учетом существующих пассажиропотоков. Для контроля над финансовой составляющей было решено полностью отказаться от наличных расчетов в наземном транспорте.
На словах высокопоставленных чиновников Смольного, в том числе отвечающего за реформу Соколова, все выглядело красиво и правильно. Однако эксперты, депутаты и общественные активисты требовали не общих слов, а конкретики, опасаясь, что на деле реформа может обернуться коллапсом. Опасения их подтвердились, когда 1 апреля наземный транспорт Петербурга начал работать по новым правилам.
Вдруг, после семи лет подготовки, выяснилось, что новые маршруты не соответствуют требованиям горожан. Целые кварталы оказались отрезаны от транспортной сети, популярные маршруты разбили на несколько частей, что привело к резкому увеличению количества пересадок. Ситуация усугубилась острой нехваткой автобусов, в результате чего интервал движения между ними значительно увеличился, в ряде случаев с 10-15 минут вплоть до часа. Одной из причин коллапса называют исследования пассажиропотоков, проводившиеся в период пандемии, когда нагрузка на пассажирский транспорт была существенно ниже.
Головной болью для петербуржцев оказалась «удобная и быстрая» система безналичной оплаты проездов. Взамен покупки бумажных билетов у кондукторов пассажирам предложили оплачивать проезд картами «Подорожник», пополнять которые можно банковскими картами. Систему действительно можно было бы назвать удобной, если бы для активации положенных средств пассажирам наземного транспорта не приходилось идти в метро. Туда же придется пойти тем, кто хочет оплатить свой проезд наличными. Учитывая слабо развитую сеть станций метро, для многих петербуржцев новая система обернулась дополнительной проблемой. Сам факт существования подобных проблем свидетельствует об отсутствии какого-либо контакта как между чиновниками и горожанами, так и внутри самого транспортного блока Смольного.
Представитель Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик считает, что ответственность за провал реформы полностью лежит на вице-губернаторе Максиме Соколове. При этом общественник отмечает, что провал этот был предсказуем, учитывая опыт работы чиновника в качестве руководителя федерального Минтранса.
«Такое ощущение, что это апофеоз полного головотяпства и административной беспомощности со стороны транспортного вице-губернатора Максима Соколова и его подчиненных. Причем я даже не удивлен. Ведь мы знаем, что гражданин Соколов раньше был министром транспорта Российской Федерации и получил, что редкий случай в истории российского правительства, персональный выговор от президента Путина за упущения в работе и развал отрасли. Год он проходил с этим выговором, пока перед отставкой Путин его не простил и выговор не снял, зато тут же уволил из правительства», — заявил Соловейчик.
Интересно, что на посту министра транспорта России Соколова преследовали именно финансовые проблемы, на реализацию проектов денег регулярно не хватало, а если хватало, то они «исчезали». Так, в 2017 году вице-премьер Юрий Трутнев жестко раскритиковал Соколова после того, как аэропорты Дальнего Востока по неизвестной причине недополучили более 60 миллиардов рублей. А за банкротство компании «ВИМ-Авиа» Соколов получил публичное дисциплинарное взыскание от Владимира Путина.
Понесет ли Соколов ответственность за провал транспортной реформы в Петербурге неизвестно. С одной стороны, губернатору Александру Беглову предстоит назначить виновника транспортного коллапса в городе. А с другой стороны, Соколов пришел в Смольный по приглашению Беглова, а значит губернатор несет личную ответственность, как минимум моральную, за назначение на ключевой пост очевидно некомпетентного чиновника. А между тем петербуржцам предстоит подготовиться ко второму этапу транспортного коллапса, который рискует затмить собой все прошлые проблемы в связи с недостатком финансирования реформы.