Коммунальщики Петербурга назвали портрет Федора Михайловича Достоевского, изображенный на стене дома в Кузнечном переулке недалеко от музея писателя, «актом вандализма». Так выразился зампредседателя Жилищного комитета Степан Куралов в ответе активистам, которые были недовольны уничтоженным портретом писателя, сообщает телеканал «78».
В письме от имени Куралова сказано, что рисунок не был согласован с властями, следовательно – бессмысленно даже обсуждать причины, по которым его закрасили.
Желающим почтить память классиков посоветовали довольствоваться уже существующими культурными объектами.
«В целях увековечивания памяти о выдающихся личностях действующим законодательством предусмотрено размещение произведений монументального искусства в виде памятников и памятных знаков в городской среде, в том числе мемориальных досок на фасадах зданий», — говорится в послании.
Высказывание вновь подтверждает непризнание чиновниками современного искусства как живого явления, имеющего право существовать в пространстве Петербурга без санкции «сверху», если объекты несут эстетическую, смысловую ценность и нравятся горожанам.
Изображение поэта Иосифа Бродского коммунальщики тоже уничтожили, аналогично поступили и с портретом героя Сергея Бодрова из культовой дилогии «Брат». С боем пришлось отстаивать стилизованный портрет поэта Даниила Хармса на брандмауэре его дома на улице Маяковского, который многие называли одним из лучших граффити в Европе.
Процедура согласования граффити в Петербурге сегодня есть, однако она, по мнению художников, неудобная и устаревшая. Рассматривают рисунки как объекты монументального искусства и, по опыту творческих групп, согласование даже небольшого рисунка может длиться год, если делать все по закону. Кроме того, чиновники предпочитают заранее отказать в согласовании под любым предлогом.
Многие уличные творцы связывают это с личными особенностями большинства петербургских чиновников, указывая, что они далеки от искусства в принципе и не понимают, зачем оно нужно, а все современное и спонтанное просто ненавидят.
Осенью отношение к граффити высказал бывший глава Центрального района, занявший пост вице-губернатора в Смольном Максим Мейксин. Он предложил всем, кому нравятся рисунки на брандмауэрах, гаражах и трансформаторных будках, уехать любоваться ими в Гарлем. Но многие петербуржцы, комментировавшие интервью чиновника, тогда заметили, что атмосферу исторического нью-йоркского гетто в городе создают не портреты писателей и артистов, а разбитые фасады, нецензурные надписи, заброшенные здания и объявления о незаконных товарах и услугах, которых немало в центре города, особенно если свернуть с Невского проспекта.
По мнению специалистов, размещаемые в публичном пространстве Петербурга арт-объекты безусловно, должны оцениваться профессионалами, чтобы исключить визуальный мусор, действительно портящий облик города. Но ориентация нынешней команды Смольного на застывшую бюрократию как идеал городского управления не поможет Петербургу оставаться в статусе культурной столицы, создающей тренды и вдохновляющей их развивать.
Задача управленцев – найти компромиссы с уличными художниками и продумать базу разумных ограничений, а не выдавливать их из городской среды. В Петербурге об этом, похоже, забыли.