Министерство природы России предложило включить в критерии оценки деятельности губернаторов новые данные по сбору и переработке ТКО в рамках направления «Качество окружающей среды». Оказалось, что система обращения с отходами в Петербурге не отвечает новому KPI.
Минприроды России предлагает включить в критерии оценки работы губернаторов по направлению «Качество окружающей среды» новые, учитывающие работу по сбору и переработке твердых коммунальных отходов (ТКО). Предполагается, что при выставлении главам регионов «оценки за экологию» будут учитываться: доля утилизированных отходов в регионе, охват населения услугой по вывозу мусора и по его сбору, количество обустроенных контейнерных площадок на территории субъекта.
Это должно помочь выявить слабые места глав регионов в работе по нацпроекту «Экология», на реализацию которого в 2019-2024 гг. было заложено 4,1 трлн рублей. Из них 665,7 млрд рублей – средства федерального бюджета, 62,8 млрд рублей – средства субъектов Российской Федерации и 3,4 трлн рублей – внебюджетные средства.
Эксперты считают необходимым добиться уменьшения количества сжигаемого мусора и стимулировать раздельный сбор отходов, а также внедрять в данную сферу инновационные технологии.
Опыт руководителя администрации Петербурга Александра Беглова в этой области сложно назвать успешным.
Смольный не смог провести корректную подготовку города к переводу на новую схему обращения с ТКО в соответствии с требованиями федерального законодательства. За прошлые годы администрация Беглова утвердила основополагающие планировочные и технические документы «мусорной реформы» со значительными недостатками, которые фактически делают их неработоспособными. Администрация города приняла Регпрограмму без предметного определения этапов развития мусороперерабатывающей инфраструктуры, не подготовила и не согласовала с федминистерствами план реализации реформы. Смольный утвердил нерабочие нормативы образования ТКО.
Администрация Петербурга не смогла разработать рабочую территориальную схему по обращению с ТКО. Это один из центральных документов, который закрепляет точки накопления отходов, распределение мусорных потоков, а также учитывает информацию о строительстве и модернизации объектов по работе с отходами. Смольный утвердил терсхему в 2020-м году, проигнорировав позицию экспертов и участников рынка, которые привлекались для работы над документом и высказывали свое мнение еще на стадии рассмотрения проекта.
Специалисты критиковали созданную профильным комитетом Смольного терсхему. Один из ведущих перевозчиков мусора в Петербурге «ПКФ «Петро-Васт» указывал, что в ней нет даже точной схемы движения мусора из города к областным полигонам.
Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор», заявляла в беседе с РБК, что территориальная схема, которая должна была помочь региональному оператору оценить «фронт работ» и с расчетами собственного бюджета для организации процесса и определении тарифов для населения, не представила такой информации.
«Вопреки требованиям к террсхеме, в ней не указаны даже точки образования отходов — придомовые контейнерные площадки. Можно сделать вывод, что никакого полноценного раздельного сбора документ не предусматривает», — отмечала эксперт.
Владислав Воронков, генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие», в интервью РБК заявлял, что терсхема содержит некорректные данные, что может осложнить формирование нормативов и тарифов для регоператора. Отмечалось отсутствие систематизации по образователям отходов с разбивкой по объектам, показателей по обезвреживанию и размещению отходов. Позднее эксперт подчеркивал, что Смольный проигнорировал все рекомендации и замечания профессионального сообщества.
«В ней [терсхеме] по-прежнему содержатся безумные, на взгляд специалистов, положения. Например, на четырех территориях запланированы «мусороперегрузочные, прессовальные» станции. Причем некоторые — в курортных местах, в частности, две станции в Курортном районе.
Более того, вычеркнуты даже весьма здравые и полезные предложения бизнеса, которые содержались в предыдущих вариантах терсхемы. Например, проект экотехнопарка в Колпино, инициированный компанией «ГСР Энерго», которая успела потратить на него довольно большие деньги. Не нашел я и экотехнопарка «Квантум», который вроде бы был уже практически построен и готов к работе. Нет в терсхеме и объектов по реальной переработке отходов, а не просто сортировки», — заявлял Воронков.
Петербургские власти не смогли полноценно запустить в работу регионального оператора. Завод по переработке отходов «МПБО-2» (в ведении Комблага), который еще в 2018 году получил статус регоператора, к фактической деятельности так и не приступил. А с 2021 года и вовсе прекратил работу на фоне уголовных дел против экс-руководителей и экологического скандала с многотонными горами накопившихся отходов на площадках в Янино и на Волхонском шоссе.
С региональным оператором по обращению с отходами Петербург определился только недавно, и лишь при помощи губернатора соседней Ленобласти Александра Дрозденко, который обратился с соответствующей просьбой к президенту России и получил одобрение. Так в августе 2021 года в Петербурге появился новый регоператор, которому после завершения тендера было передано обслуживание всего города на ближайшие 10 лет - «Невский экологический оператор». Его учредителями являются Петербург, Ленобласть, ВТБ и «Интер РАО». Цена контракта составила 131 млрд рублей. Согласно плану, весь образуемый объем твердых коммунальных отходов мегаполиса (1,8 млн тонн в год) свозится на территорию Ленобласти.
В рамках реализации программы компания обещает построить пять заводов по переработке мусора в Ленинградской области, так как на территории Петербурга запрещено хоронить отходы. Сжигание проектом не предусмотрено. Это представляют достижением Смольного, но у специалистов есть другое мнение на этот счет. Рынок обращения с отходами оценивают в 12-15 млрд рублей, но учитывая, что работы выполнять будет оператор из Ленобласти, туда же пойдут налоговые отчисления, хотя эти деньги могли бы остаться Петербургу. Таким образом, Беглов сделал Дрозденко весьма дорогой подарок.
Несмотря на то, что Ленобласть перехватила инициативу проведения «мусорной реформы» у Смольного, в экспертном сообществе не дают позитивных прогнозов по ее развитию в Петербурге. Специалисты отмечают, что работа регоператора НЭО будет осложнена из-за неработоспособности ранее утвержденных в Северной столице документов по обращению с отходами.
По мнению гендиректора «МежРегионРазвитие» Владислава Воронкова, новому регоператору придется серьезно перерабатывать существующую терсхему из-за ее некорректности. Необходимо будет составлять полный перечень образователей отходов с их точными адресами. Он имеет важнейшее значение для системы обращения с ТКО.
«Это первоначальная константа, база для всех расчетов. На ее основе определяется общий объем образуемых в Петербурге ТКО, их морфология, маршруты транспортировки отходов, необходимые мощности по сортировке и переработке отходов, затраты участников мусорной цепочки и т.д. Это та основа, на которой строится вся региональная схема обращения с отходами», — пояснял РБК Воронков.
Сложности будут и при согласовании терсхемы города с областной, куда вывозятся две трети отходов Петербурга. Одновременно с этим, проблемой станет строительство объектов переработки. Регоператору придется привлекать РЭО, который имеет достаточные средства для инвестирования в производственные мощности.
«В Петербурге и в ближайших окрестностях придется строить сортировки и мусороперерабатывающие заводы, потому что Ленобласть отказывается расширять свои полигоны и создавать новые. Иначе городу не удастся выполнить нормативы, установленные на федеральном уровне», — считает Воронков.
Коррекция документов – длительный и трудоемкий процесс. В связи с этим в экспертном сообществе считают, что Петербург вряд ли перейдет на новую систему обращения с отходами в установленный законом срок – к 1 января 2022 года.
Однако это не все проблемы Петербурга, связанные со сферой обращения с отходами. В марте 2021 года группа городских экспертов-экологов направила открытое письмо на имя губернатора Беглова. Специалисты с сожалением отметили, что с момента совместного с ним заседания Экологического совета, которое состоялось в 2019 году, ситуация ухудшилась. Третьим пунктом в списке самых тревожных моментов авторы выделили «неопределенность относительно выбора способа (технологии) обращения с ТКО».
«На протяжении ряда лет в Санкт-Петербурге население и руководство постоянно подтверждали неприемлемость мусоросжигания, как экологически опасного и экономически сверхзатратного способа переработки ТКО. Однако, в начале 2021 года стало известно из опубликованной программы строительства МСЗ РТ-Инвест о намерении построить 5 МСЗ в регионе Санкт-Петербург – Ленинградская область. При этом, реализация приоритетов обращения с ТКО, предусматриваемая 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» − предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов, − практически не осуществляется. Не используется передовой опыт сортировки и переработки отходов, накопленный городскими предприятиями-операторами», — говорится в документе.
Авторы завершили письмо заявлением, что выработка плана действий и принятие конкретных управленческих решений необходимы, так как Петербург должен стать городом со здоровой и экологически благополучной средой.
Но и сейчас система по обращению с отходами в Петербурге чаще всего не предусматривает деление отходов по фракциям и проведение переработки вторсырья. Руководитель регионального отделения Международного Зеленого Креста Юрий Шевчук объясняет, что контейнеры для раздельного сбора стоят не везде, и самостоятельно сортированный гражданами мусор все равно приходится перебирать.
«Мусорная реформа заключается в том, чтобы из твердых отходов сделать полезный продукт, который можно стерилизовать и потом это использовать вторично. Для этого нужны заводы по переработке вторичных ресурсов. Не только пластика, стекла, металла (такие заводы, в общем, есть, текстиль тоже перерабатываем) но и всего остального», — сказал он.
Объявленная мусорная реформа стимулировала интерес предпринимателей России к рециклингу – замкнутому циклу переработки отходов. Требования ЕС предусматривают использование минимум 30% вторичного сырья на производстве. Город-миллионник на границе с Европой, наладив полный цикл переработки отходов собственными силами, мог бы изрядно пополнить бюджет.
В марте АО КБ «ВиПС» делилось с «Фонтанкой» планами возвести к 2022 году в Особой экономической зоне предприятие рециклинга пластика с «нулевыми» выбросами, планируя поставлять сырье «Сибуру» и «Новатеку», а в перспективе – компаниям из Евросоюза.
Но многие игроки отрасли, готовые инвестировать в соответствующие производства на территории Петербурга, отмечали, что действия, а точнее бездействие правительства, до предела тянувшего с определением регионального оператора, омрачили их планы.
Предприниматель Александр Свидовский, вложивший 100 млн рублей в создание в Петербурге компании по переработке пластиковых отходов ООО «ВТОР-ПЛАСТ», говорил, что в оптимистичном сценарии половину потребляемого пластика (он составляет около 15% всех ТКО Петербурга, по оценкам специалистов) можно перерабатывать уже в 2023 году, практически весь – в 2026. Но есть проблема: рассортированного сырья не хватает. Причина в задержке запуска в работу регоператора, который должен играть роль основного поставщика сырья по замыслу законодателя.
«Поэтому мы работаем по прямым договорам с образователями отходов и с транспортными компаниями. Сейчас мы перерабатываем около 500 тонн пластика в месяц (6 тыс. тонн в год), хотя могли бы существенно больше. Одного ПЭТа в Петербурге и Ленинградской области образуется 75 тыс. тонн в год», — говорил бизнесмен в июне в интервью РБК.
Он назвал замкнутый цикл переработки цепочкой, где невозможно безболезненно убрать одно звено. И самое слабое звено, по мнению бизнесмена, именно сортировка: более 92% ТКО, которые могли бы перерабатываться, уезжают на полигоны. Между тем, президент РФ поставил задачу к 2030 году обеспечить 100-процентную сортировку ТКО и снижение вдвое объема направляемого на полигоны мусора. Налаженная в регионе работа по сортировке пластика позволила бы добиться почти 100% рециклинга, тем более, что спрос на продукцию есть.
В настоящее время в городе работают более 2 тысяч пунктов, куда можно самостоятельно отвезти отходы, подлежащие переработке, о чем свидетельствует карта, обновляемая волонтерами Greenpeace. Экологическое сознание растет, многие предприятия и домохозяйства готовы сами сортировать мусор и заключать договоры с покупателями отходов.
Это лишь показывает, что власти Петербурга оказались неспособны ответить на запросы бизнеса и общества и взять на себя организацию этой работы раньше. Также сложившаяся ситуация подтверждает невысокие шансы Беглова набрать приличный балл по критерию качества окружающей среды, если дополнения Минприроды будут внесены.
Фото: из открытых источников