В проект генплана, который определит развитие Петербурга до 2050 года, включен Орловский тоннель, разработка которого началась еще в 2007 году. Амбициозная постройка неоднократно привлекала внимание СМИ в связи с коррупционными скандалами. При прошлой попытке прорубить тоннель под Невой город потерял 1,2 млрд рублей. В 2021 году чиновникам поступило предложение «перезапустить» проект. Примечательно, что спустя десять лет конечные бенефициары остались прежние - как среди чиновников, так и девелоперов.
В проекте Генерального плана Санкт-Петербурга, который предстоит утвердить в этом году, включен Орловский тоннель. Сооружение представляет собой проезд под Невой, который должен соединить Смольную и Свердловскую набережные. В прошлом году сообщалось о возможном возрождении проекта после неудачной попытки реализации 2012 года. Компания «Метрогипротранс» направила письмо в Смольный с официальным предложением о совместной работе над тоннелем. Тогда же отмечали, что проект, скорее всего, будет реализован в формате ГЧП.
История проекта
В СМИ сообщают, что Орловский тоннель является «детищем» бывшего петербургского чиновника Максима Соколова, которого неоднократно критиковали в связи с провалом проекта, принесшего городу лишь убытки. Напомним, Соколов покинул Смольный в текущем году в должности бывшего вице-губернатора по транспорту, однако в 2000-х он возглавлял Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.
При Соколове разработка «Орловского тоннеля» получила статус стратегического инвестпроекта, который предусматривает льготы на получение и выкуп земли, а также возможность финансирования из бюджета. Подрядчиком стала «Невская концессионная компания» (НКК). Фирма, которая, по данным СМИ, связана с предпринимателем Виталием Южилиным, в 2010 году сумела получить право на строительство Орловского тоннеля без конкурса. Проект проезда под Невой был разработан компанией «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ), конечным бенефициаром которой также называют Южилина.
В 2012-м договор с НКК был расторгнут из-за высокой цены и проблем в проектной документации. Не помогла даже поддержка со стороны Соколова, в то время уже получившего повышение до главы Минтранса. Петербургу пришлось выплатить НКК около 1,2 млрд рублей компенсации в связи с началом работ, хотя аудиторские данные о затратах опубликованы не были. Кроме того, город компенсировал траты на проходческий щит, который также никто не видел.
«Реинкарнация» проекта
Возрождение проекта Орловского тоннеля привлекло внимание общественности. Как полагают журналисты, в роли конечных бенефициаров строительства могут выступать Максим Соколов, в настоящее время перешедший в АвтоВАЗ, а также бизнесмен Виталий Южилин. Компания «Метрогипротранс» (МГТ), благодаря которой проект был извлечен из небытия, является соучредителем ЛМГТ и, безусловно, имеет доступ к ее разработкам.
Кадровые перестановки в Смольном также указывают на существование лобби по Орловскому тоннелю. Аппарат губернатора Санкт-Петербурга в ноябре прошлого года возглавил Илья Ткачев, долгое время работавший с Соколовым. Среди «людей» экс-чиновника, которые могут повлиять на положительный исход проекта, называют также нового транспортного вице-губернатора Кирилла Полякова. Как сообщают СМИ, Поляков может лоббировать интересы своего предшественника и его друзей, обеспечивая им выгодные госконтракты. Примером может служить программа оплаты парковок BSTR, которая позволяет зарабатывать связанному с Соколовым бизнесмену Артему Кушнареву.
За годы, прошедшие с попытки реализации Орловского тоннеля, изменилось многое, но не конечные интересанты проекта. Включение Орловского тоннеля в проект генплана Санкт-Петербурга, таким образом, предрекает новые градостроительные скандалы и утечки из бюджета города.