Депутат ЗакСа Борис Вишневский поднял на заседании петербургского парламента проблематику непрозрачности концессионных соглашений и ГЧП с участием администрации города, а также задал вопросы, на которые представитель Смольного Юрий Шестериков отвечать не стал. Между тем, тема актуальна. Ежегодно миллиарды рублей бесконтрольно уходят из казны в частные руки, примером чему может послужить ЗСД. Аналогичную «теневую» финансовую схему комитет по инвестициям Романа Голованова сегодня хочет применить к ШМСД.
ГЧП – одна из острых проблем нового созыва ЗакСа
На прошедшем 6 октября заседании ЗакСа на повестку дня было вынесено рассмотрение изменений в законы «О ГУП Петербурга» и «Об участии города в государственно-частных партнерствах» (ГЧП). Представитель Смольного в ЗакСе Юрий Шестериков на заседании подчеркнул, что корректировки носят юридически технический характер и нужны из-за прекращения действия городского закона «О доверительном управлении имуществом».
В ходе обсуждения слово взял депутат от «Яблока» Борис Вишневский, обратившись с вопросами к представителю Смольного. Политик заявил, что рассмотрения «технических законопроектов», затрагивающих ГЧП, сегодня явно недостаточно, так как городское законодательство о государственно-частном партнерстве требует значительно большего внимания. Вишневский поднял проблему непрозрачности ГЧП и концессий с участием Смольного, где используются бюджетные средства. Депутат напомнил о сомнительности экономической модели ЗСД, по которой город платит деньги, а соглашения обосновывающие перечисления никому не показывают. Депутат заявил, что еще четыре года назад «Яблоко» вносило в парламент законопроект, обязывающий администрацию Северной столицы публиковать данные о таких соглашениях, чтобы народные избранники и жители Петербурга понимали, какие обязательства взял на себя город и куда уходят бюджетные деньги. Однако его рассмотрение было приостановлено.
«Прошло четыре года, как был принят в первом чтении проект закона о необходимости размещать на сайте правительства те соглашения о ГЧП и те концессионные соглашения, где предусматривается участие Петербурга, и в том числе выделение финансовых средств. Но до сих пор второе чтение не состоялось из-за правительства Петербурга, которое не хочет раскрывать детали этих соглашений. Я бы хотел понять: сохраняется ли прежняя позиция у правительства или в ней произошли какие-нибудь изменения? Потому что, когда идет речь о выделении каких-нибудь городских денег, депутаты не видят этих соглашений, по которым мы обязуемся выделять эти деньги, но на мой взгляд – это категорически неправильно», – заявил Вишневский на заседании.
Представитель Смольного предпочел не отвечать на неудобный вопрос, сославшись на то, что он не относится к повестке заседания. Очередное увиливание администрации от обсуждения проблемы вызвало острую реакцию у Вишневского. Политик заявил, что вопрос прозрачности ГЧП будет неоднократно поднят на заседаниях ЗакСа и будут приложены все усилия для принятия внесенного ранее законопроекта.
«Я буду настаивать в этом созыве на том, чтобы мы вернулись к этому вопросу, чтобы законопроект прошел второе чтение. <…> Мне представляется совершенно неприемлемой ситуация, по которой мы закладываем деньги в бюджет, но не понимаем на основании чего <…>. ЗСД – это не последняя ситуация, по тем же схемам будут реализовываться и реализуются другие крупномасштабные проекты в СПб, где тоже вполне возможно будут некие обязательства по выделению городских денег, о которых мы с вами не будем знать <...>. Мне кажется, что эта сфера нуждается в регулировании и обеспечении полной прозрачности этого процесса <…>», – подытожил Вишневский.
ГЧП касается каждого
Борис Вишневский один из немногих депутатов ЗакСа, из года в год затрагивающий давно существующую проблему непрозрачности ГЧП-соглашений, которая на деле касается практически каждого петербуржца. Потому что финансовый интерес – частный, а бремя – общественное. Ситуация с ЗСД – самое доступное тому подтверждение. Трасса строилась как инвестпроект по концессии, где по итогу эксплуатантом и концессионером стала компания «Магистраль северной столицы» (МСС). Условия окупаемости проекта заложены в соглашении, заключенном между МСС и городом. В нем установлена минимально гарантированная прибыль концессионера. Город обязан компенсировать компании недостачу до минимальной прибыли. С момента запуска ЗСД в работу, МСС регулярно обращается в Смольный за компенсациями, ежегодно абсорбируя несколько миллиардов рублей. При этом концессионер также по разным причинам регулярно повышает тарифы проезда по ЗСД, что становится бременем для автомобилистов.
Соглашение о минимально гарантированной прибыли в Смольном называют коммерческой тайной и объем заложенных средств публично не указывается. Одновременно с этим не публикуется объективная информация по учету автотрафика. В итоге складывается ситуация, что «Магистраль северной столицы» в «закрытом режиме» оперирует данными и по своему усмотрению запрашивает деньги из бюджета. Вишневский и ряд депутатов требовали обосновать объем компенсаций, к проверке компании МСС привлекались прокуратура и УФАС Петербурга. Однако эти действия до сих пор не привели к обеспечению открытости. Наоборот, Смольный еще больше скрыл финансовые потоки от контроля со стороны ЗакСа и госорганов. С 2020 года деньги в «Магистраль северной столицы» идут не напрямую из бюджета, а через «прокладку» – принадлежащее городу АО «ЗСД», которое расплачивается по открытой кредитной линии в банке «ЕБР».
Смольный, решивший игнорировать критику в свой адрес, планирует применить подобную схему на других транспортных проектах. Так, глава комитета по инвестициям Роман Голованов в начале августа заявлял, что Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) будет возводиться через ГЧП и после завершения строительства станет платной, к трассе хотят применить финансовую модель ЗСД.
Инициативе Вишневского могут не дать ход
Модель очень похожа на «серую схему» вывода средств из бюджета Петербурга в пользу доверенных компаний, с которыми у Смольного, вероятно, есть взаимовыгодные договоренности. Это объясняет, почему администрация Александра Беглова потворствует сокрытию финансовых потоков и проведению средств через «прокладки», благоволит копированию схемы на другие проекты и четыре года чинит препятствия в утверждении законопроекта по раскрытию условий ГЧП-соглашений. От закрытости зависит финансовое благополучие интересантов. И в сегодняшних реалиях не стоит рассчитывать, что законопроект Вишневского найдет отклик в Смольном и будет поддержан в ЗакСе.
Роман Голованов один из чиновников, который в начале нулевых стоял у истоков разработки механизма ГЧП в Петербурге. В Коминвест он пришел в 2008 году и более 10 лет руководил практикой государственного-частного партнерства в должности главы отдела проектов ГЧП. Существующие сегодня непрозрачные схемы договорных взаимоотношений с бизнесом разрабатывались при его непосредственном участии. Надеяться на то, что профильное ведомство Смольного прислушается к инициативе Вишневского не приходится. Голованов не видит проблем с механизмом ГЧП в Петербурге, постоянно заявляя при общении с прессой, что город является лидером в данной сфере. Ко всему прочему, он и сам может быть интересантом в получении выгоды от созданной им «непрозрачной системы». Информационное издание «ПАСМИ» (СМИ-иноагент) писало, что правоохранительные органы ранее выявили возможный вывод 1 млрд рублей из бюджета города в пользу «ТКК» при строительстве трамвайной сети для «Чижика» по концессии. Указывалось, что несколько чиновников, среди которых упоминался Роман Голованов, посредством заключения «обходных» допсоглашений могли удовлетворить запрос «ТКК» на выплату денежных компенсаций, при этом компания, вероятно, не имела прав на эти средства.
Исходя из общей логики действий Смольного и возможного интереса у многих чиновников, вряд ли стоит искать поддержки и в кабинете Александра Беглова. С большой вероятностью законопроект Вишневского о публичности ГЧП будет заблокирован в ЗакСе. Отметим, после выборов в сентябре политическая конъюнктура в городе поменялась. Губернатор при помощи админресурса продвинул в ЗакС лояльных Смольному депутатов. Часть из них заполучила контроль над парламентскими структурами. Так, комитет по законодательству (КПЗ) возглавил Всеволод Беликов. Его в политическом сообществе называют «ручным депутатом» спикера Александра Бельского, который является креатурой губернатора. Де-факто вся законотворческая деятельность проходит через КПЗ. Любому депутату для доведения инициативы до рассмотрения на заседании нужно договариваться с председателем этого комитета. Поэтому становится очевидно, что просмольнинский председатель КПЗ Беликов не согласует Вишневскому продвижение законопроекта о ГЧП.
В свою очередь Вишневский затронул острую проблему, которую все же необходимо решать. Сложившаяся ситуация создает угрозу нестабильности развития города. Непрозрачность ГЧП позволяет предположить, что ежегодно сотни миллионов рублей уходят из казны на частные счета. И это при том, что Петербург испытывает нехватку средств на возведение школ, детских садов, медицинских учреждений и не имеет финансовых возможностей для ускорения строительства иных инфраструктурных объектов.
Фото: из открытых источников