Петербург проиграл Ленобласти борьбу за «мусорный рынок»

Смольный отдал Ленинградской области «мусорный рынок» Санкт-Петербурга, полностью провалив «мусорную реформу». Управление сферой отходов города перешло в руки губернатору области Александру Дрозденко. Под его контролем будут распределены мусорные потоки СПБ и ЛО, определены тарифы на вывоз отходов, в том числе для петербуржцев. Об этом прямо свидетельствует подписанное Бегловым и Дрозденко соглашение о намерении объединить системы обращения с отходами города и области, в рамках которого также будет создан единый Регоператор. При этом экспансия области на город отъемом «мусорной сферы» не ограничится.

Дрозденко забрал контроль над ТКО у Беглова

Губернатор Петербурга Александр Беглов и глава Ленобласти Александр Дрозденко в Смольном 7 октября подписали соглашение о намерениях по объединению систем обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) города и области. Это означает, что для двух субъектов будут установлены единые правила по обращению с ТКО, тарифы и выбрана единая технология переработки отходов. Также свою визу под соглашением поставили президент «Банка ВТБ» Андрей Костин и гендиректор компании «Интер РАО» Борис Ковальчук, сообщило издание 47News.  

В пресс-службе Смольного уже подтвердили, что город и область скоро начнут синхронизировать Территориальные схемы, согласовывать действия Регоператоров. Кроме того, будет проведена работа по утверждению акционерного общества, которое примет участие в разработке и реализации единой для агломерации концепции обращения с ТКО, включая строительство объектов в сфере обращения с отходами. Иными словами, это означает, что в будущем у Петербурга и ЛО появится единый Регоператор (ЕРО), создание которого обсуждается не первый месяц. В рамках создания этого акционерного общества область предоставит земельные участки, а Петербург, ВТБ и «Интер РАО» финансирование для строительства объектов.

Произошедшее событие имеет первостепенно значение для Петербурга. Можно констатировать то, что подписанное соглашение фактически задокументировало «капитуляцию» Петербурга и закрепило переход «мусорного рынка» города, а также инициативы по решению проблем с ТКО под контроль Ленобласти и Дрозденко в частности. Теперь Смольный и Беглов практически не удел, а управление сферой фактически перешло к Дрозденко.  

Подписание соглашения об объединении систем обращения с ТКО и создание ЕРО предрекает множество негативных последствий. В частности сообщалось, что подобный шаг Смольного приведет к утрате властями Петербурга контроля над «мусорным рынком» города, оцениваемым в 8-12 миллиардов рублей. Появление ЕРО и синхронизация территориальных схем повлечет перераспределение инвестиционных средств города на создание инфраструктуры по обращению с ТКО в пользу области. Также эксперты прогнозировали рост тарифов ЖКХ на вывоз отходов. Сегодня по факту реализуется тот негативный сценарий, о котором говорили эксперты и о чем предупреждали Беглова.

 

Как Беглов сдал Дрозденко «мусорный рынок»

У кого-то может возникнуть вопрос, как сфера обращения с ТКО перешла в руки Ленобласти? Ответ простой: это следствие полного провала Смольным проведения подготовительного этапа к «мусорной реформе». В Петербурге, где не создали Регпрограмму, не утвердили рабочую Терсхему и не запустили в работу Регоператора, слишком привыкли сиюминутные проблемы с вывозом ТКО решать за счет «услужливости» Ленобласти, которая соглашалась принять отходы на свои полигоны. Следствием инертности администрации города стало то, что «мусорная сфера» Петербурга осталась бесконтрольной, а отношения внутри ее саморегулировались на договорной основе самим участниками рынка (операторами, управляющими компаниями, перевозчиками и т. д). Но как говорится, «свято место пусто не бывает». Ситуацией воспользовался глава ЛО, уставший от того, что Петербург просто сплавляет весь свой мусор в область, выхолащивая мощности полигонов и не предпринимает никаких действий по переходу к «мусорной реформе». Потому он начал экспансию на рынок отходов города, рассчитывая решить проблемы с недостаточностью собираемости своего Регоператора и взять под контроль мусорные потоки Петербурга. На деле это выразилось в инициировании нескольких параллельно идущих процессов.

О том, как Дрозденко отнимал у Беглова инициативу по решению мусорных проблем Петербурга и реализации «мусорной реформы» в целом, можно увидеть на страницах издания 47News, которое очень тщательно освещало проблемы сферы ТКО и взаимоотношений двух субъектов все лето. По сути было проделано несколько шагов.

Во-первых, глава области заявил о намерении создать единого Регоператора для СПБ и ЛО, запросив поддержку у президента России Путина и Минприроды.  В федеральном центре эту идею встретили положительно и пообещали содействие, потому что Дрозденко предложил решение наболевшей проблемы, в отличие от Беглова только заявляющего, что у него все под контролем. Эту инициативу федцентр навязал главе Петербурга, которому ничего больше не оставалось, как принять ее для проработки в рамках сотрудничества с областью. Во-вторых, Дрозденко расширил полномочия областного Управления по обращению с отходами, трансформировав ведомство в полноценный Комитет по отходам при правительстве ЛО. Работа этого ведомства была серьезно сосредоточена на контроле поступающего мусорного трафика из СПБ в ЛО, подсвете проблем города. Также комитет выступил в роли центра для разработки решений проблем по обращению с ТКО, в том числе с городскими. Это представило выгодно правительство ЛО на фоне Смольного, где Комитет по благоустройству идеи для решения проблем не предлагал. В-третьих, Дрозденко дискредитировал работу Смольного, взяв на себя решение проблемы МПБО-2 с горой отходов на янинской площадке, где скопилось по официальным данным свыше 42,2 тысяч тонн отходов. Для этого на уровне вице-губернаторов ЛО, нового комитета была поднята тема ликвидации «свалки» на МПБО-2. К проблеме вывоза мусора также подключили бизнес-сообщество. Вице-губернатор области Михаил Ильин на встрече с главами полигонов решал вопрос распределения объемов мусорной кучи МПБО. Подчеркнем, область решала проблемы петербургского завода. В конечном итоге, был и вовсе поднят вопрос о закрытии МПБО в контексте инициативы Дрозденко построить в ЛО три мусороперерабатывающих завода. Причем словами глава ЛО не отделался. Был открыт конкурс на определение технологии переработки и объявлено о поиске инвестора для строительства мусороперерабатывающих предприятий.

Своими действиями правительство Ленобласти во главе с Дрозденко показало, что они способны решать проблемы, а Смольный и Беглов нет. По этой причине Ленобласти был выдан карт-бланш федеральным центром на создание ЕРО и фактически дано разрешение на регулирование «мусорного рынка» Петербурга. На деле это выразилось в том, что 2 октября глава Минприроды Кобылкин отчитался Путину о том, что нет препятствий для создания единого Регоператора для Петербурга и области. К слову, на отъем «мусорной сферы» у Петербурга Дрозденко понадобилось всего четыре месяца активной работы – с конца мая по начало октября 2020 года.

Надежды на самостоятельность Петербурга нет

Есть ли надежда на то, что в ближайшем будущем Смольный разорвет соглашение о намерениях, которое пока что юридически практически мало к чему обязывает и все же обеспокоится благополучием города? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный. Это становится очевидным, если учесть, что Беглов, игнорируя предостережения экспертов и участников рынка, одобряет любые инициативы Дрозденко и подписывает «бумажки», подложенные Ленобластью. А тот же профильный вице-губернатор СПБ по ЖКХ и благоустройству Николай Бондаренко не посещает межведомственные встречи СПБ и ЛО, посвященные взаимодействию города и области в сфере обращения с ТКО. А именно на них вице-губернатор мог бы и отстоять самостоятельность города. Но его там нет, как и Беглова, а потому руководит процессом ЛО, раздавая указания.

К слову, сегодня Ленинградская область победила Петербург в борьбе за мусорную сферу. Но вряд ли этом все закончится. Высока вероятность, что ЛО отберет у Смольного еще и сферу благоустройства, в частности уборку улиц и ремонт дорог. Как пишет 47News, областная дорожная компания «Пригородное ДРСУ» сегодня активно входит на рынок СПБ и Петербурга, претендуя на обслуживание дорог Калининского района и контракт в 1 миллиард рублей. Кроме того, область заинтересована в оттеснении СПБ ГУП «Водоканал».

Фото: из открытых источников

Реклама