Апрельские снегопады напомнили петербуржцам о зиме, которая стала без преувеличения катастрофической с точки зрения уборки снега и наледи.
С конца ноября до середины марта не проходило ни дня без жалоб петербуржцев на последствия обильных осадков и нежелание чиновников организовать уборку снега так, чтобы в городе было можно ходить и любоваться видами без перекрывающих их уродливых грязных сугробов. Прокуратура, проводившая проверку по факту ненадлежащей уборки, установила нарушения в сфере заключения контактов на уборку снега и льда. Не оправданная ничем «экономия» Смольного и занижение стоимости работ указывают, что средства, выделенные на уборку снега, могли быть присвоены чиновниками.
Всю зиму ответственные за организацию уборки снега чиновники Комблага и вице-губернатор Анатолий Повелий оправдывались перед горожанами, что убирать снег вовремя и качественно им мешает недостаток человеческих и технических ресурсов. Однако прокуратура установила, что виновен в этом сам Смольный, выставивший неприемлемые условия для компаний, убиравших зимой город.
Согласно материалам представления, направленного ведомством Анатолию Повелию, Смольный требовал у компаний, организующих вывоз снега, продавать услуги на порядок ниже рыночных – в частности, подрядные организации должны были довольствоваться ценой вывоза снега в 150-180 рублей за кубометр, тогда как рыночная цена не менее 300 рублей за тот объем. Именно потому на улицы выходило гораздо меньше машин, чем должно было, учитывая объем осадков.
Согласно документу, для качественной уборки дорожной сети в Петербурге необходимо 3500 единиц техники, но по факту всю зиму город убирали не более 1100 машин.
С работниками ручного труда ситуация была не лучше. Дворникам предлагали делать тяжелую физическую работу по ставке в 1000-1200 рублей за смену. Таким образом, в месяц на этой работе дворник мог заработать не больше минимальной зарплаты в 21 500 рублей. Однако рыночная цена такого труда составляет не меньше 1800-2000 рублей. Работать за тысячу в день соглашались только самые отчаявшиеся, которых было немного.
В итоге дворников и водителей за рулем уборочной техники было слишком мало, и эта сомнительная экономия привела к огромному количеству ДТП и высокому травматизму – около шести тысяч петербуржцев обратились к врачам, получив «погодную» травму.
Работники прокуратуры в своем представлении указывают и на нарушения в части расходования бюджетных средств: Смольный заключил контракты с фирмами, у которых не было ресурса выполнить условия, однако эту работу все равно оплатили из городского бюджета. Одна из причин существования подобной практики – в контрактах не указано, сколько именно техники и персонала должен иметь потенциальный подрядчик города, а субподрядчиков чиновники и вовсе не контролируют.
Таким образом, несмотря на выделенные заранее средства для уборки снега в Петербурге, безответственный подход к процессу привел к ущербу, оцениваемому приблизительно в 600 млн рублей. Выделенные деньги не были освоены в полном объеме на уборку снега, и где они, в итоге, осели, еще предстоит установить.