Целый ряд признаков указывает на то, что правительство Петербурга оказалось не в состоянии реализовать транспортную реформу (НМТО) качественно. Город находится на пороге финального третьего этапа новой модели транспортного обслуживания, однако уже сейчас можно констатировать, что вся запланированная Смольным система рискует скатиться к дореформенному уровню.
Третий этап НМТО стартует менее, чем через две недели. По его результатам ожидается полный отказ от коммерческого транспорта, и, как следствие, избавление от наличных средств оплаты, часто «обходящих» бухгалтерский учет. Также одной из главных целей реформы губернатор Александр Беглов называл сохранение экологии и обеспечение петербуржцев современными технологичными автобусами на газомоторном топливе.
Тем не менее, как показала практика, за 3 месяца НМТО не приблизилась к заявленным целям. В СМИ часто появляются сообщения о том, что водители получают зарплаты на карты, а обещанный Смольным газомоторный транспорт обратно заменяют дизельным. Нехватка «реформенных» мощностей привела город к необходимости вывода на линии «старых» автобусов, работающих на дизельном топливе. Информация о приобретении «Пассажиравтотрансом» соответствующей технике ранее появилась на сайте госзакупок.
Транспортная реформа состоит из множества деталей, и если отсутствие хотя бы одной из них уже приносит жителям города серьезные неудобства. Примечательно, что при этом Беглов во время свежего эфира на телеканале «78» сообщил о почти полном переводе автобусного парка Петербурга на газомоторное топливо.
Подобные заявления, очевидно, идут вразрез с тем, с чем столкнется город в рамках третьего этапа транспортной реформы. Помимо того, что в Петербург так и «не доехали» новые автобусы, а часть и вовсе снята с линии, некоторые маршруты будет обслуживать «старая» с точки зрения НМТО техника. Экологический аспект в данном случае выражается еще и в том, что документация о допустимости класса экологичности подверглась изменениям — с Евро-5 на Евро-3.
Сами классы отличаются по уровню концентрации азота в выхлопных газах. Более того, еще в 2016-м году в России запретили импорт и производство автомобилей ниже показателя Евро-5. На соответствующие автомобили даже нельзя оформить паспорт, так как они представляют вред для экологии.
Все эти факторы указывают на то, что Смольный отказывается не только от заявлений о намерении улучшить экологию в городе, но и повторно выделяет средства на закупку новых «старых» автобусов, которые ей же вредят. Что касается ситуации с «черным налом», то здесь реформа транспорта также отстает. Ранее в СМИ появлялись сообщения о недовольстве петербуржцев качеством работы обновленного общественного транспорта и работающего на нем персонала. В открытом доступе есть информация о том, что водители автобусов принимают оплату за проезд на личные банковские карты.
Какую логику видит Смольный в транспортной реформе, сказать сложно. Но то, что происходит НМТО сейчас, нельзя назвать прогрессом. Вместо качественных и новых автобусов, город фактически получает «откат» на дореформенный уровень, а вместе с ним серьезное, неэффективное давление на бюджет.