В Санкт-Петербурге 12 февраля отметили 135-летний юбилей со дня рождения знаменитого русского космиста, автора Живой Этики Елены Ивановны Рерих. Информация об этом появилась на сайте «Музеи России». Сотрудники Международного Центра Рерихов провели в этот день очередную лекцию из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания». Встреча состоялась в Российской национальной библиотеке, ее темой была роль музыки в формировании культурно-исторических видов мышления. Лекцию провел Эдуард Томша, являющийся членом Союза концертных деятелей России и председателем Международного Центра Рерихов в Санкт-Петербурге. Эдуард Томша поздравил всех собравшихся с юбилейной датой. Елена Ивановна родилась 12 февраля 1879 года, она является создателем нового философско-религиозного направления под названием Живая Этика, автором многих трудов и переводов, супругой Николая Константиновича Рериха. Эдуард Томша в общих чертах ознакомил присутствующих с биографией философа-космиста. Елены Ивановны в молодые годы получила блестящее образование в Санкт-Петербурге. В 1895 году она окончила Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью, после этого окончила частную музыкальную школу, которой руководил знаменитый в свое время Иосиф Александрович Боровка. Елена научилась хорошо играть на фортепиано, в целом прекрасно разбиралась в музыке. Во многом это и определило тему лекции, постулаты ее трудов легли в основу материала. Эдуард Томша начал изложение материала с общих теоретических основ. Он подчеркнул, что вся история развития человеческой цивилизации делится на множество культурно-исторических эпох, являющихся ступенями в поступательном прогрессе. С каждым этапом меняются и знания, и пути их получения. В начале каждой эпохи на Земле присутствовали великие личности, менявшие ход истории. Они давали первоначальный импульс для перехода человека на новый уровень миропонимания, что приводило к изменению всего устава земной жизни. Все эпохи характеризовались внутренней информационной связностью, наличием особенностей духовной и вещественной культуры, что влияло на мышление, общественный строй, быт и все сферы бытия. Востоковед Людмила Васильевна Шапошникова утверждает, что человечество в ходе своего развития прошло три стадии мышления — мифологическую, религиозную и научную. Переход от фазы к фазе напрямую зависел от творческого импульса космической эволюции. XIX—XX века нашей эры связаны с появлением выдающихся личностей, которых стали называть русскими космистами. Это Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Александр Сухово-Кобылин, Александр Чижевский, Иван Ефремов, Побиск Кузнецов, Николай Бердяев, Георгий Щедровицкий и многие другие. Масштабы мышления и ценности этих людей были довольно сходными, несмотря на то, что они жили в разное время. Они утверждали одни и те же идеи и, фактически, положили начало четвертой стадии мышления — космической. Эдуард Томша отметил, что развитие человеческого мышления обычно связывают с прогрессом в области науки, философии, религии, изобразительного искусства и многих других сфер жизни. Однако очень мало внимания уделяется роли музыки как виду искусства, оказывающему очень серьезное влияние на сознание. Известно, что музыка сопровождает человека в ходе всего глобального исторического процесса. Она воспитывает чувства, влияет на эмоциональную сферу психики, выступает инструментом коммуникации, способным очень быстро доносить информацию иррациональным путем, благодаря чему слушающий может осознавать тонкости разных культур, которые ранее рациональным путем он понять не мог. Тошма подчеркивает, что музыкальные произведения оказывают существенное влияние на формирование способа мышления. В течение долгого времени музыку рассматривали как эмоциональное сопровождение и более связывали ее с отдыхом. Но в середине XIX века появилась такая область науки, как музыкознание. Люди начали осознавать роль этого важного инструмента воздействия, который может быть использован как во благо, так и во зло. Во многих странах начали научные проводить исследования, преследовавшие цели изучения роли музыкальных произведений в контексте нейрофизиологии, психологии и физиологии. Оказалось, что музыкой можно не только поднимать настроение, но даже лечить, что успешно используется сегодня в разных сферах медицины. В частности, в онкологии музыкотерапия практикуется как профилактика депрессивных состояний пациентов. Отметим, что восточный мыслитель Конфуций утверждал: «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением какой-то страны и здоровы ли её нравы, то прислушайся к её музыке». Пифагор был убежден в том, что гармоническая и возвышенная музыка может приводить в порядок внутренний мир человека, поскольку вся земная музыка является проявлением музыки небесной — космической гармонии сфер. Аналогичных взглядов придерживались Аристотель, Никомах и многие другие античные философы. В ходе лекции Эдуард Томша привел множество научных и исторических фактов, наглядно показывающих то, как на протяжении всей истории музыка влияла на сознание и действия людей, делала свой вклад в формирование мифологического, религиозного и научного мировоззрения. Аналогично, музыка станет важным инструментом формирования нового, космического мышления, построенного на устремленности в будущее, доминанте общего блага над личным, и являющегося сознанием, определяющим бытие, а не наоборот. [caption id="attachment_42095" align="alignright" width="300"]
Из паспортов палестинцев исключили графу «религия»[/caption]