Сегодня, 12 февраля, исполняется 205 лет со дня рождения английского биолога и путешественника Чарльза Дарвина. Его теория в свое время буквально разделила мир на две части — приверженцев и противников идеи эволюции всего живого мира по пути от низших видов к высшим. Современная наука и религия во многом продвинулись вперед и в настоящее время есть множество предпосылок для примирения на уровне миропонимания обеих сторон. Ведь, в сущности, теория эволюции и теория творения, как считают многие ученые и верующие люди, не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими элементами единого мировоззрения, синтезирующего и науку, и веру. Еще в 1878 году Клод Бернар сформулировал представление о законе гомеостаза, которому подчиняются все без исключения живые организмы на Земле. Этот закон гласит, что любая биологическая система всегда стремится к достижению состояния динамического равновесия. На основе закона гомеостаза был сделан существенный прорыв в теории адаптации. Оказалось, что если нет внешних воздействий, то организм достигает состояния гомеостаза и дальнейшее его развитие может продолжаться только за счет генофонда. Но если генофонд, согласно современному научному видению, развивается в основном благодаря усваиваемому от поколения к поколению опыту, то после достижения полного равновесия при отсутствии внешних воздействий организм не может приобретать никакого опыта, поэтому не развивается ни он, ни его гены. Иными словами, если считать, что человек — это продукт адаптации, то справедливо задать вопрос: к чему именно ему необходимо было адаптироваться столько времени, чтобы эволюционировать от низшего вида к высшему? Отвечая на этот вопрос, ранее ученые объясняли, что развитие происходило за счет внутривидовой адаптации, которая приводила к естественному отбору. Но в середине XX столетия английский кибернетик Уильям Росс Эшби сформулировал и обосновал закон необходимости разнообразия, который, как оказалось, исключает возможность бесконечной эволюции системы за счет конечных внутренних ресурсов. А внутренние ресурсы биосферы Земли являются именно конечными. Следовательно, бесконечная эволюция единой системы живых организмов невозможна только за счет ее собственных ограниченных ресурсов. Внутривидовая адаптация и естественный отбор, естественно, являются причинами развития, но они не могут обеспечить постоянства этого процесса — он неизбежно заканчивается тогда, когда заканчивается потенциал разнообразия внутри биосферы, который может вынуждать живые организмы адаптироваться к отличающимся особенностям друг друга. В 1989–1991 годах были опубликованы три монографии Александра Малюты, в которых было доказано, что для постоянного развития любой системы необходимо столь же постоянное увеличение исходного разнообразия. Сегодня ведущие мировые умы высказывают предположение, что источником такого разнообразия в ходе человеческой эволюции может являться космический фактор, в том числе Солнце, воздействие которого на Землю изучено весьма аспектуально и неполно. Исходя из закона Эшби, степень разнообразия этого фактора, какой бы ни являлась его природа, должна превышать степень внутреннего разнообразия биосферы, то есть он должен быть более сложным, чем человек. Перспективным направлением научных исследований сегодня является поиск, изучение и моделирование этой внешний причины. Вышеизложенные достижения вряд ли смогут объединить научный и церковно-религиозный миры, но они являются серьезными предпосылками для создания единого целостного мировоззрения, органично объединяющего оба пути познания. [caption id="attachment_38016" align="alignright" width="300"]
Верховная Рада Украины отклонила слушание законопроектов по религии[/caption]