31 января Госдума РФ приняла во втором и третьем чтении закон о конфискации имущества за недостоверные заявления (фейки) об армии России и призывы к противодействию государству.
Законопроект ввёл механизм изъятия денег, ценностей, иного имущества как за сами фейки, так и в том случае, если оно используется для финансирования криминальной деятельности. И любой иной, направленной против России.
Депутаты особо подчеркивали в ходе обсуждения и принятия закона, что данные факты (фейки об армии и криминал) нужно будет доказывать для конфискации. Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что граждане РФ требовали принять такой закон.
Как разъяснил всё тот же Володин, «негодяи и предатели», сбежавшие из РФ после начала спецоперации, живут припеваючи, сдавая жилье, получая гонорары за счёт россиян, имея неплохие счета с процентами. А иногда они на эти деньги финансируют запрещённые организации или армию Украины.
У данного закона есть две «ипостаси». Первая может и не коснуться тех, кто выступает против страны. Просто теперь станет можно забирать имущество тех, кто признан судом преступником, а деньги, недвижимость или ценности получил криминальным образом. «Черные риэлторы», например. Если некто незаконно завладел квартирой и после сдавал её, получая за аренду, то у него отнимут и квартиру, и доходы с неё.
Вторая «ипостась» - как раз те самые «конфискации за фейки». Законопроект дополняет ст. 207.3 и 280.4 пометкой «если преступление совершено из корыстных побуждений». Первая из указанных статья – как раз о фейках про действия армии, а теперь еще и о госорганах и добровольцах. Ст. 280.4 – о публичных призывах к действиям против безопасности РФ.
Если следовать букве и смыслу поправок, то по этому закону могут конфисковать лишь то имущество, которое получено за совершение этих деяний. То есть если кто-то, условно говоря за деньги «топит» за ВСУ и очерняет армию России, то да, он подпадает под эти новые нормы. Но если этот кто-то делает это «по убеждениям», то он видимо, избежит конфискации. Впрочем эта хитрость не поможет тем из наших несознательных соотечественников, кто прямо финансировал ВСУ.
В законе особо сказано пунктом указано, что конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества или преступной организации.
Примерно так выглядят эти новеллы. Интересно было бы понять: кто мог бы стать «первыми ласточками» правоприменения свежих норм? Гадать – дело неблагодарное, но мы всё же попробуем.
Вот один из ТГ-каналов утверждает, что таковыми будут Борис Акунин и Марк Фейгин (оба признаны иноагентами, Акунин также признан экстремистом). И процесс будет, что называется, показательным. Сейчас МВД завершает следствие по их делам.
Есть, конечно, и иные имена. Вот небезызвестный писатель Дмитрий Глуховский (иноагент). Его, как и вышеназванную пару фигурантов объявили в розыск по делам о фейках. Недавно появилась новость о том, что он пытается продать свою элитную недвижимость в Москве до принятия закона о конфискации, однако, похоже, не успеет никак.
Не исключено, что другой иноагент, когда-то знаменитый в РФ комик Максим Галкин, тоже подпадёт под действие этого закона. В конце концов, он направлял финансы от совместной бизнес-империи с Пугачёвой на помощь беженцам с «Незалежной», кто его знает, кто среди них мог оказаться... Замок в деревне Грязь и так под арестом за долги, а тут ещё и закон приняли. Хороший повод, что и сказать.
Неясно пока, есть ли недвижимость в России у дуэта из «Би-2». Эти товарищи, Лёва (признан иноагентом) и Шура тоже недвусмысленно высказали свои позиции. Если найдут что (они и большинство членов коллектива имеют зарубежные паспорта), видимо, тоже пойдёт в казну государства.
И эти лица – только начало списка.