Избиратели в Европе не готовы выбирать политиков, которые потенциально могут изменить общий курс страны. Как политические элиты Запада «играют» в демократию по своим правилам?
Как отметил в комментарии RuNews24.ru политолог, член Экспертного клуба «Дигория» Георгий Забаринский, рейтинги, как и любая статистика, могут быть нерелевантны по двум основным причинам: неожиданное изменение обстоятельств, влияющих на подсчет, и особенности подсчета. В случае с европейскими лидерами проверка методологии затруднительна, но влияние контекста очевидно и объясняет устойчивость правящих элит.
«Ключевой причиной сохранения власти у действующих партий является отсутствие в Европе масштабных кризисов, требующих радикальной смены курса. Электорат фиксирует ухудшение качества жизни, но не настолько катастрофическое, чтобы сделать ставку на принципиально иных политиков. Яркий пример — «Альтернатива для Германии» (АдГ). Несмотря на значительный рост популярности, её рейтинги всё ещё недостаточны для изменения политического ландшафта Германии».
Другой фундаментальный механизм — создание управляемой оппозиции. Речь идёт о политических проектах, которые контролируются элитами и выполняют роль «громоотвода». Например, партия Найджела Фараджа в Великобритании, чьи рейтинги сегодня превышают суммарные показатели консерваторов и лейбористов.
«Ирония в том, что Фарадж, будучи главным идеологом Брекзита, обещал резкое сокращение миграции, однако после выхода страны из ЕС поток мигрантов только увеличился. Таким образом, радикальная риторика была нужна для переформатирования политического поля в интересах истеблишмента».
Что касается Франции, она демонстрирует уникальный синтез этих механизмов. Уличный протест как обыденная политическая практика и частые электоральные циклы здесь действуют как клапан, выпускающий социальный пар. Это позволяет системе ассимилировать недовольство, не меняя своей сути, и тем самым обеспечивает действие двух описанных выше факторов — стабильности и управляемой конфликтности.