Статьи24.12.2020 - 14:46

От 2014 к 2021 году: Взгляд простого человека на жизнь в ЛНР

Идет седьмой год с момента начала вооруженного конфликта на востоке Украины. Интенсивность обстрелов уже далеко не такая, какой она была в самые горячие дни 2014 года, но и без этого проблем в республиках Донбасса хватает с головой. Сегодня мы расскажем о ситуации в Луганской Народной Республике. Жизнь в ЛНР глазами очевидца.

… и снова Евромайдан

Евромайдан перевернул жизни украинцев с ног на голову. Противоречия между западом и востоком Украины намечались едва ли не с момента присоединения западных регионов к территории УССР, что произошло еще в 1940 году. Мы не собираемся углубляться в исторические причины противоречий, но на мгновение остановимся на современных и непосредственных проблемах Украины.

Если говорить точнее, первые предпосылки к расколу Украины наметились в 2004 году. Во втором туре президентских выборов победу одержал Виктор Янукович – представитель Донбасса и соратник олигарха Рината Ахметова. Его соперником являлся Виктор Ющенко – представитель других олигархических кругов и сторонник евроинтеграции, а также сближения с Западом. На фоне этого политического конфликта люди вышли на улицы Киева и начали протестовать против победы Виктора Януковича, потребовав проведения перевыборов. Тогдашний президент Украины Леонид Кучма пошел на поводу и не стал разгонять протестующих.

Выборы провели снова, победил Виктор Ющенко, ситуация улеглась, да не до конца. Кризис, вроде бы, утих, но отношения между гражданами продолжили обостряться, чем неминуемо и воспользовались выгодоприобретатели будущего госпереворота. События Майдана-2004 плавно привели страну к Евромайдану-2013-2014.

 

2014, первые боевые столкновения

После захвата областных и городских администраций в Луганске, Донецке и Харькове, на подавление протестов на востоке была брошена армия. На скорую руку олигархами сформировали национальные батальоны вроде «Азова», «Донбасса», «Айдара» и прочих (все эти организации признаны экстремистскими и их деятельность запрещена в России).

Подробно останавливаться на ходе боевых действий в Луганской и Донецкой Народных Республиках не стоит, но нужно напомнить: более 13 000 человек погибли в ходе сражений, из них порядка 3,3 тысячи мирных жителей, около 9 000 человек получили ранения, вынужденными переселенцами стали 1,3 миллиона человек.

 

 

Возвращение к мирной жизни

Непосредственно на Луганск последние бомбы упали 12 февраля 2015 года. В этот день в Минске были подписаны одноименные соглашения – такой вот подарок напоследок от «братьев». Столкновения продолжались на линии соприкосновения протяженностью 427 километров, мирные жители и по сегодняшний день продолжают страдать от обстрелов. Украинская сторона, как и ранее, обвиняет «сепаратистов» в нападениях на свою территорию, часто появляются сообщения и о том, что в ЛНР и ДНР обстреливают сами себя. Несмотря на все это, мирная жизнь все же вернулась в Луганск, некогда трудовой город с передовыми экономическими показателями.

В город постепенно возвращали электричество, возобновилась поставка воды, к зиме даже успели наладить отопление. Были проведены местные выборы, на которых победу одержал Игорь Плотницкий. Позднее в ходе политического кризиса 2017 года он сбежал, его видели частные лица в Москве. Ходят слухи, что он похитил бюджетные средства, выделенные на выплату пенсий, и на них купил дом в Барвихе – районе Москвы. Но это  пока еще - не более чем слухи.

Власть делили официальные лица, избранные в ходе выборов, и местные казаки во главе с Павлом Дремовым и Николаем Козицыным. Первого позднее убили во время поездки на собственную свадьбу, обвинив в этом украинские ДРГ. В Луганске же периодически был слышны взрывы: противники местной власти подрывали памятники, закладывали бомбы в уличные урны и под важными транспортными развязками (в частности, речь о мосте на Лесоторговом складе).

 

 

Рабочий класс и экономика ЛНР

Опустив разборки в самом верху вертикали власти, стоит вернуться к проблемам рядового гражданина. Поначалу работы, как таковой, в республике было очень мало. Выход первое время был один – идти в ополчение, которое позднее наименовали Народной милицией. Только там были стабильные выплаты и более-менее нормальный уровень заработной платы: в районе 12-15 тысяч рублей для простого солдата, младший и средний офицерский состав зарабатывал больше – 25-30 тысяч рублей. В республике поначалу ходила украинская гривна, но позднее было принято решение перейти на полноценное использование российского рубля.

Постепенно были возвращены к работе крупные предприятия, но тут есть одно «но». Основной доход промышленные предприятия получали от добычи и продажи угля, а также железной руды и дальнейшей ее переработки. Многочисленные шахты в ходе национализации были заброшены, то же самое в целом произошло и с луганской промышленностью. Тем не менее, ряд предприятий продолжают работу, налажена торговля с Россией, а Украина в официальном порядке заблокировала работу с ЛНР и ДНР, устроив торговую блокаду.

Несмотря на это, местные власти создали Государственный банк ЛНР, который с недавних пор даже начал выдавать кредиты людям, работающим в госучреждениях. Экономика шатко-валко, но стоит на ногах, разбитые жилые дома в ходе боевых действий восстановлены практически полностью, как и больницы и другие здания. Дороги строятся, для чего была закуплена специальная техника и выделены бюджетные средства, но вместе с этим выросло число ДТП. Продолжают открываться новые магазины и заведения общепита, массово вернулось понятие «челноков» – люди, скупающие товары за границей и, словно мулы, тянущие их на продажу в молодую республику.

 

Образование в ЛНР

Молодежь массово сбежала за границу, аналогично поступили и представители старшего поколения. Университеты временно приостановили деятельность, но с окончанием боевых действий возобновили прием студентов. Многим удалось получить дипломы местного уровня, они же ездили в Россию для защиты дипломов в ряде университетов (примером является Южный федеральный университет).

Поначалу образование в университетах ЛНР было бесплатным. С приходом первых денег и восстановлением мирной жизни руководство четырех основных университетов (Луганский национальный университет имени Владимира Даля, Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки, Луганской национальный педагогический университет) приняло решение вернуть контрактную форму обучения. Поначалу цены были мизерные даже на местном уровне: годовая стоимость заочного обучения, например, на кафедре журналистики, составляла около 6 500 рублей. С 2020/2021 учебного года цены выросли троекратно, на других специальностях и в других вузах ситуация была аналогичной.

Новое правительство во главе с Леонидом Пасечником продолжает осуществлять реформу в сфере образования. Было выпущено распоряжение о сокращении числа бюджетных мест. В 2020 году в луганских университетах зарезервировали почти 8 000 бюджетных мест, число выпускников составило чуть более 5 000 человек. Власти также продолжают развивать образовательные учреждения, где будут готовить рабочие специальности, в которых республика очень нуждается. Ведь кто-то должен восстанавливать разрушенное и строить новое, а здесь работы – «непочатый край». Стоит хотя бы вспомнить разрушенный в ходе боевых действий аэропорт, который, к сожалению, пока что не нужен республике в виду закрытого воздушного пространства (после крушения MH-17).

 

Медицина в ЛНР

В республике, в частности, в государственных больницах и поликлиниках, пока что преобладает советская система здравоохранения. Местное население приходит на прием к врачу по предварительной записи или в порядке живой очереди, специалист проводит первичный осмотр и отправляет (или нет) на сдачу анализов. Пребывание в больничной палате бесплатное, лечение и питание тоже, однако больному придется покупать лекарства в аптеке за свой счет. Ни о каком медицинском страховании пока не идет речи, но больницы худо-бедно справляются с потоком людей. В пандемию COVID-19 ситуация осложнилась, мест в палатах не хватало, людей устраивали прямо в больничных коридорах. В целом, нет никакой разницы с практически любой региональной больницей в России или Украине, да и в других странах, и даже в Европе. Тем не менее, экономического упадка не наблюдается, население не выходило на стихийные митинги (как минимум на фоне пандемии), все продолжали молча ходить на работу – таков уж менталитет сурового рабочего края.

 

Обеспечение безопасности в ЛНР

Здесь стоит отметить кардинальную разницу с довоенными временами. В студенческие годы практически каждый грешил употреблением спиртных напитков. Студенты – народ малообеспеченный, за редким исключением, выпивать приходилось там, где поменьше народу. Украинская милиция в Луганске очень сильно любила попавшихся на распитии спиртных напитков молодых людей, ведь с них можно кое-что поиметь. Да, взяточничество среди патрульных милиционеров плодилось, как грибы после дождя. Иногда самые предприимчивые «стражи порядка» ухитрялись штрафовать «зеленую» молодежь за курение в неположенном месте, однако, что до войны, что после нее в Луганске, да и в остальной республике, как не было, так и нет специально отведенных мест для курения.

Современная полиция может задержать гражданина, наверно, в единственном случае – появлении на улице в комендантский час. Да, на улицах ЛНР с 23:00 до 04:00 появляться не рекомендуется, есть риск оказаться в отделении полиции и выплатить административный штраф. В официальном порядке проштрафившийся по вызову отправляется в суд, ему вручают обвинение и банковские реквизиты (первый штраф – 500 рублей, второй – 1 500 рублей). В остальном, патрулирующие полицейские подойдут к гражданину с просьбой не нарушать общественный порядок и в других более серьезных случаях. Такой повальной и наглой коррупции на улицах, как до 2014 года, к счастью, практически не наблюдается.

 

Цены и зарплаты

В ЛНР уровень зарплат сравним со среднестатистическим городом в России. Минимальная заработная плата с 1 января 2021 года будет составлять 7 883 рубля. До российского МРОТ пока что далековато, но и ценовая политика пока еще совсем не российская. Для примера: средняя стоимость хлеба из пшеничной муки составляет 19,82 рубля, мука стоит 17,57 рубля, килограмм говядины оценивается в 354,18 рубля, свинины – 278,27 рубля.

Стоимость одежды иногда оставляет желать лучшего. Фирменные магазины ушли вместе с украинскими властями, и теперь для покупки качественной вещи приходится тратить много времени и сил. Да и заплатить за нее нужно немалые деньги. Именно поэтому практически все зажиточные граждане ездят в Ростовскую область, чтобы одеть себя, жену и детей, простому населению приходится поискать брендовый «шмот» в стоковых магазинах.

Несмотря на, прямо скажем, довольно низкую минимальную зарплату, по республике продолжают ездить дорогостоящие автомобили. Налажена поставка транспорта из Грузии и стран ЕС (Польша, страны Прибалтики), но происхождение этих автомобилей очень туманно. Тем не менее, автолюбители наладили бизнес, продают авто с наценкой, дальше машина ставится на местный учет (в ЛНР есть собственные номерные знаки), после чего свободно передвигается по республике.

Глава ЛНР Леонид Пасечник обещал, что к 2022 году уровень зарплат в республике должен вырасти до показателей Ростовской области. Очень хорошее решение, которое, как минимум, позволит сократить отток населения. Будет ли выполнено обещание – покажет время.

 

Общее мнение граждан

Сколько людей – столько и мнений. Это высказывание, кажется, подходит для описания текущей ситуации в Луганской Народной Республике как нельзя лучше. Один вспоминает былые времена (доллар по 8 гривен, игры луганской «Зари», свобода и светлое будущее), другой с отвращением отзывается о прошлой жизни. Жить в республике более-менее комфортно по нескольким причинам:

  • Низкие коммунальные тарифы (в среднем, месячная плата достигает 1 000 – 1 500 рублей);
  • Низкая стоимость базовых продуктов питания;
  • Низкие цены на проезд в общественном транспорте (в маршрутках – 10 рублей в любой конец города, в троллейбусах – 8 рублей, трамваи ходить перестали);
  • Невысокие цены на одежду (в стоковом магазине можно купить фирменные кроссовки за 1 500 – 2 000 рублей);
  • Низкая стоимость услуг (маникюр – 200 рублей, стрижка мужская – 100 рублей и так далее);
  • Адекватные цены в фитнес-центрах и бассейнах (месячный абонемент начинается от 700 рублей, разовое посещение государственного бассейна – 100 рублей, 960 рублей в месяц);
  • Низкие цены в спортивных секциях (расценки примерно те же);
  • Низкая стоимость аренды жилья (от 1 500 рублей за скромную однокомнатную квартиру);
  • Адекватные цены на рынке недвижимости («однушка» под ремонт может обойтись в 2 000 долларов, но на окраине города).

Возвращаемся к мнению людей. В целом, население не бедствует. Конечно, есть полунищие пенсионеры, живущие на минимальную пенсию по возрасту (что-то в районе 5 000 рублей). Конечно, есть молодые семьи, которым нужно где-то жить и на что-то содержать детей. К слову, государство выплачивает пособия на детей, многие молодые мамы оформили пособия и на территории Украины. Точно так же сделали большинство пенсионеров, которые получают две пенсии – луганскую и украинскую, общий размер которых достигает минимум 10-12 тысяч рублей. С выдачей паспортов России ситуация начала выправляться, ведь многие начали получать выплаты на детей, даже есть удачные примеры оформления российских пенсий.

 

Доза оптимизма

Как уже говорилось выше, жители ЛНР в свойственной себе манере продолжают упорно трудиться. После войны регион был отброшен к началу 1990-х годов, но со временем благодаря совместным усилиям его удается восстанавливать и развивать. Местными силами сделать получается немногое, ведь, как и везде в современном мире, нужны огромные капиталовложения. Тут стоит отметить, что без «старшего брата» в лице России непризнанные регионы, скорее всего, прекратили бы свое существование, и одному Богу известно, какие бы трудности свалились на головы населения Донбасса, если бы планы Генштаба ВСУ воплотились бы в жизнь. Президент России Владимир Путин на недавней пресс-конференции сообщил, что поддержка Донбассу будет осуществляться в будущем. Стоит сегодня говорить о включении ЛНР и ДНР в состав РФ или нет – трудно судить, но эти слова вселяют здоровый оптимизм.

 

Фото: из открытых источников

Реклама