В мире продолжает расти спрос на атомную энергию. При этом, как пишет FT, на сегодняшний день более пятой части топлива для американских реакторов поставляется из России, а ЕС зависит от Москвы еще больше. Как отмечают эксперты, в данный момент ни те, ни другие не могут отказаться от российского топлива, так как для этого надо будет затевать масштабное строительство новых урановых заводов и шахт.
Авторы статьи пишут, что после того, как в 2022 году Россия начала СВО, США ввели запрет на импорт нефти, СПГ и угля из России. Однако ни Штаты, ни их союзники в ЕС не стали накладывать рестрикции на все без исключения поставки энергоносителей. Более того, на Западе сделали так, чтобы поток сырья и услуг от российского государственного ядерного гиганта «Росатом» и его дочерней компании Tenex («Техснабэкспорт») не прерывался.
В статье говорится и о том, что боевые действия продемонстрировали массу уязвимых мест в энергопоставках США и Европы, причем, не в последнюю очередь в ядерном секторе, в который из России поступает больше пятой части обогащенного уранового топлива, который нужен для питания их парков ядерных реакторов. Подобное положение дел для энергетического сектора США стало своего рода призывом к действию: в течение последних двух лет коммунальные компании запасались ядерным топливом, если начнутся перебои с поставками из России.
Параллельно с этим Вашингтон тратит миллиарды на то, чтобы восстановить цепочку ядерных поставок, которая была нарушена в результате падения спроса после аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году, повлекшей за собой многолетнее забвение.
Землетрясение и цунами, которые буквально обрушились на восточное побережье Японии, стали причиной страшной ядерной катастрофы, на фоне которой многие правительства поспешили переосмыслить внедрение данной технологии. В итоге внезапное падение инвестиций привело к кризису не только многие частные компании, которые являются поставщиками урана, но и в целом отрасль.
«У нас была огромная цепочка поставок, прежде чем авария на Фукусиме уничтожила рынок», — прокомментировал происходящее Дэниел Понеман, экс-исполнительный директор компании-производителя ядерного топлива Centrus Energy Corp. По его словам, кризис на рынке создал ситуацию, в которой наступила зависимость от России. Речь вот о чем: так, Tenex является монополистом на коммерческую продажу урана Hallyu и низкообогащенного урана высокого качества, который нужен для питания реакторов последнего поколения.
Понеман подчеркнул, что США единственные в мире, кто приватизировал «чувствительный» сектор ядерных технологий двойного назначения, оставив его без защиты. В итоге российско-украинский конфликт привел к тому, что весь мир ядерной энергетики фактически перевернулся с ног на голову, что побудило Вашингтон поспешить перезагрузить отрасль. В итоге, американская атомная промышленность, которая изначального была против введения санкций, теперь взяла курс на прекращение зависимости от российских услуг по обогащению топлива и конверсии из РФ. При этом даже несмотря на то, что для постепенного отказа нужны годы, в Конгрессе США уже думают о том, как законодательство запретить импорт от «Росатома» и Tenex.
Американские планы уже поддержали Франция, Канада, Япония и Великобритания, изъявившие готовность выделить на «импортозамещение» 4,2 миллиарда долларов. Уже обсуждаются первые проекты, но инвесторы подчеркивают, что им нужны гарантии того, что российской продукции не будет позволено снова наводнить рынок. В планах США – очередной передел рынка, однако пока на деле дальше громких заявлений и теоретических мечтаний дело не доходит.