Среди современных топ-менеджеров государственных компаний многие начинали строить свою карьеру в непростые 1990-е годы. Один из примеров — глава ОАО «Российские железные дороги».
Олег Валентинович Белозёров — председатель правления ОАО «РЖД» с 2015 года. Родился 26 сентября 1969 года в Латвийской ССР. Любовь к железным дорогам возникла у него ещё с детских лет.
«Родился я в портовом Вентспилсе, куда грузы доставляли по железной дороге <…>. Рельсы со шпалами можно было встретить гораздо ближе и чаще (чем самолёты)», — делится воспоминаниями Белозёров в интервью ТАСС.
Упорство в достижении целей сформировалось у него благодаря увлечению различными видами спорта. Но больше всего Олег Белозёров делал упор на лёгкую атлетику. В родной школе его помнят как чемпиона, который в десятом классе установил рекорд в забеге на 400 метров.
Окончив школу, был зачислен на первый курс экономического факультета СПбГЭУ. Однако спустя год ушёл в армию, откуда демобилизовался в 1989-м и продолжил обучение, выпустившись из университета в 1992 году.
Путь к посту президента РЖД лежал через различные должности в частных компаниях. В 2004 году Белозёров пришёл работать в систему Минтранса — федеральное дорожное агентство («Росавтодор»). До этого момента его трудовая биография складывалась следующим образом:
В «Росавтодоре» начал с позиции заместителя руководителя ведомства, однако вскоре занял пост главы федерального органа исполнительной власти.
За время работы Олега Валентиновича в агентстве была заложена нормативная база для развития системы государственно-частного партнёрства в сфере строительства автомагистралей, а также основана компания «Автодор» — заказчик в проектировании, возведении и реконструкции федеральных дорог.
В 2009 году премьер-министр РФ Владимир Путин назначил Белозёрова заместителем министра транспорта. В мае 2015-го Правительство РФ повысило его до уровня первого зама. За шесть лет Белозёров поучаствовал в качестве куратора дорожной инфраструктуры нескольких крупных федеральных проектов:
В 2014 году Олег Белозёров стал членом совета директоров РЖД, а уже спустя год — в августе 2015-го — возглавил компанию.
Новый президент госмонополии получил карт-бланш от руководства страны на дальнейшее перерождение компании из предприятия с убытком в 100 млрд рублей в высокоэффективную организацию.
В ноябре 2016-го он отчитался о результатах первого года работы: компания сократила расходы на сумму 100 млрд рублей, отказалась от госсубсидий, увеличила прибыль, а также локализовала производство рельсов на территории России. Ещё через два года показатели обновили рекордные значения: рост грузоперевозок на 2,5%, а также пассажиропоток свыше 1,1 млрд человек впервые с 1988-го. В 2018 году был обеспечен рекордный за всю новейшую историю показатель скорости и надёжности доставки грузов.
Белозёров также активно участвует в инфраструктурных проектах Москвы: при его участии было запущено Московское центральное кольцо (МЦК) в 2016-м, а также Московские центральные диаметры (МЦД) в 2019-м. Новую жизнь получили железные дороги востока России — БАМ и Транссииб. Благодаря модернизации ежегодный объём грузовых перевозок по ним вырос на 66 млн тонн.
Международное энергетическое агентство признало РЖД самой энергоэффективной железнодорожной системой в мире. Консалтинговая компания Brand Finance назвала бренд ОАО «РЖД» одним из самых дорогих среди российских компаний. Его капитализация оценена в 159 млрд рублей.
29 марта 2021-го глава РЖД был переназначен на свой пост ещё на 5 лет.
Автор: Антон Бебнев