Статьи19.11.2021 - 17:04

76 лет назад начался Нюрнбергский процесс: заслуженное наказание для нацистских преступников

Ноябрь 1945 года. Вторая мировая война завершилась победой Советского Союза и объединенного антифашистского Запада, основные руководители нацистской Германии покончили жизнь самоубийством, однако некоторые из них оставались живы. Опираясь на древнеримское крылатое выражение vae victis – горе побежденным – и имея за плечами не очень удачный опыт суда над военными преступниками Первой мировой войны, страны-победители решили провести суд над нацистскими преступниками. Прошел он в городе Нюрнберг и вошел в историю под названием Нюрнбергский процесс. К 76-летию с момента начала процесса мы вспомним о том, как он был организован и чем закончился для обвиняемых.

Фото: из открытых источников

Подготовка к Нюрнбергскому процессу

Юристы изначально поделили данную проблему на две части:

  • Преступления против военнослужащих противоположной стороны;
  • Преступления против гражданского населения.

В годы Второй мировой войны власти нацистской Германии и страны Антигитлеровской коалиции создавали военно-полевые суды. В апреле 1942 года министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов направил всем послам государств, с которым СССР имел дипломатические отношения, ноту «О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления». В документе советский дипломат уточнил, что все военные преступления нацистов было задокументированы. Приведем цитату из вышеуказанной ноты:

«Таким образом, вся полнота ответственности гитлеровского правительства и командования за проводимое германской армией опустошение захваченных советских земель… и весь причиняемый этим советскому государству и отдельным гражданам ущерб, — должна считаться точно и документально установленной».


 

Весной того же года под руководством прокурора Андрея Вышинского и при участии правоведа Арона Трайнина сформировали специальную комиссию, которая должна была дать международно-правовую оценку перспектив взыскания репараций за ущерб, нанесенный в ходе войны. В качестве фундамента были взяты наработки Первой мировой войны и Версальского договора. Уже к ноябрю 1942 года при участи Андрея Вышинского и партийного деятеля Николая Шверника была создана советская «Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков». К 1944 году в регионах СССР создали 19 подобных комиссий.

 

 

Годом ранее в СССР прошли два процесса: Краснодарский и Харьковский, по результатам которых были казнены 11 коллаборционистов – пособников нацистской Германии. Оба процесса получили широкое освещение в советских и западных газетах. 19 октября 1942 года в газете «Правда» вышла статья, в которой британские власти были раскритикованы за непроведение трибунала над заместителем фюрера Рудольфом Гессом, который был задержан в Великобритании после попытки проведения переговоров о заключении мира с нацистской Германией. Кроме того, за пять дней до публикации статьи СССР распространил правительственное заявление «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы».

 

 

Страны Антигитлеровской коалиции осознавали, что война вскоре будет закончена, и проблема поиска преступников вставала все острее. Также политики понимали, что военные преступления, совершаемые нацистами, являлись частью государственной политики Берлина, руководители которого заслуживали серьезного наказания. Масла в огонь подлили ужасы, выясненные после освобождения концентрационных лагерей – необходимость привлечения виновных к ответственности становилась все более вынужденной.

В январе 1942 года также представители оккупированных Бельгии, Чехословакии, Греции, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Югославии и Франции провели в Лондоне конференцию, в которой обсудили меры наказания для нацистских преступников. По результатам переговоров была подписана Сент-Джеймская декларация, которую одобрили правительства Великобритании, США и СССР, а также Китая, Индии и Британскими Доминионами – стран, находящихся в тот момент во власти британской короны. В частности, после принятия декларации посыпались предложения от представителей правительств в изгнании о необходимости усиления бомбардировок немецких городов, однако командующий ВВС Соединённого Королевства Чарльз Портал считал, что нацисты в ответ увеличат количество зверств на оккупированных территориях.

 

 

В дальнейшем была создана Комиссия ООН по военным преступлениям (UNWCC), в которую вошли 17 государств. СССР и Всемирный еврейский конгресс (WJC) не вошли в ее состав. Воплотить в жизнь задачи комиссии не удалось, однако были возбуждены 8178 дел, включавших имена 36 529 подозреваемых, из которых 34 270 были гражданами Германии. Но серьезный шаг для пояснения положений комиссии ООН внесла Московская конференция, которая была проведена в конце октября 1943 года с участием министров иностранных дел СССР, США и Великобритании. По результатам конференции была выпущена совместная декларация, которая осуждала зверства нацистов в Европе и предлагала «отправить нацистов в страны, в которых были совершены их преступления, чтобы над ними свершился суд и их наказали в соответствии с местными законами». Лица, не связанные с определенным географическим местом, было предложено отдать под международный суд. Участники Московской конференции, таким образом, сформировали две группы военных преступников и предложили две формы обращения с ними:

  • Национальные действия для «локализованных» преступлений;
  • Международные действия против тех, чьи приказы исполнялись сразу в нескольких странах.

Таким образом, декларация, утвержденная на Московской конференции, стала самой влиятельной по вопросу наказания преступников и во многом стала отправной точкой к дальнейшему формированию Нюрнбергского процесса.

 

 

Высадка союзников в Нормандии

С проведением операции «Нептун» перед США и Великобританией встал вопрос о практической проработке методов наказания нацистских преступников. Ранее Иосиф Сталин предлагал казнить нацистов, и Уинстон Черчилль был согласен с этой идеей. Тем не менее, объединенный Запад все еще не понимал, как нужно выстраивать механизм наказания: например, дипломат Джордж Болл отмечал, что «слышал что-то о плохом отношении к славянам, евреям и цыганам» и не верил данным историям, а идея о массовом уничтожении людей «находилась далеко за пределами традиционного понимания большинства американцев», которые, по его словам, «инстинктивно отказывались верить в существование подобного».

 

 

Напрямую со зверствами нацистов США встретились в ходе бойни у Мальмеди, когда 113 американцев сдались нацистам, а те расстреляли 86 человек. Лишь некоторым из них удалось сбежать или прикинуться мертвыми, чтобы выжить. В апреле 1944 года американская пресса «наполнилась сообщениями о зверствах нацистов», отмечал британский посол в Вашингтоне лорд Галифакс, но политики все еще не предпринимали никаких действий. После посещения лагерей Дахау и Бухенвальд шестнадцатью редакторами и издателями газет давление общественности на американские власти усилилось, но никаких действий Запад не предпринимал. 

 

 

Поиск подозреваемых и создание Международного военного трибунала

Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден в июне 1942 года составил меморандум, в котором выразил опасение по поводу бегства нацистов в нейтральные страны. После пресс-конференции президента США Франклина Рузвельта союзники обратились к Швеции, Швейцарии, Турции, Аргентине, Испании, Португалии и Ирландии по поводу судьбы потенциальных беглецов, но ответа не получили. После высадки в Нормандии нейтральные страны стали более сговорчивыми, однако все равно отрицали понятие «военный преступник».

Тем временем, в американском лагере для военнопленных Ashcan находились 86 из наиболее известных и выживших нацистских преступников, 15 из которых отправят на Нюрнбергский процесс. 12 августа 1945 года начальник лагеря полковник кавалерии США Бертон Эндрюс собрал всех 15 человек, отправил их на двух машинах скорой помощи в аэропорт Люксембурга, после чего их пересадили на два самолета C-17 и отправили в Нюрнберг.

 

 

Финальный аккорд в создании Международного военного трибунала сыграли на Ялтинской конференции, где, по сути, СССР, США и Великобритания предопределили судьбу всего послевоенного мира. В ходе подготовки к Нюрнбергу с 26 июня по 8 августа была проведена Лондонская конференция, где подписали Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси. В дальнейшем был создан Международный военный трибунал, который располагался в Берлине. Кроме того, был принят устав МВТ, а в специальной оговорке Соглашения было сказано, что учреждение МВТ «не умаляет «Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства», подписанной в Москве в 1943 году.

 

 

В финальный список обвиняемых на Нюрнбергском процессе вошли:

  • Мартин Борман;
  • Герман Геринг;
  • Рудольф Гесс;
  • Карл Дёниц;
  • Эрнст Заукель;
  • Артур Зейсс-Инкварт;
  • Альфред Йодль;
  • Эрнст Кальтенбруннер;
  • Вильгельм Бодевин Йоханн Густав Кейтель;
  • Густав Георг Фридрих Мария Крупп фон Болен унд Гальбах;
  • Роберт Лей;
  • Константин фон Нейрат;
  • Франц Йозеф Герман Михаэль Мария фон Папен;
  • Эрих Йоханн Альберт Редер;
  • Ульрих Фридрих Вильхельм Иоахим фон Риббентроп;
  • Альфред Розенберг;
  • Ганс Михаэль Франк;
  • Вильгельм Фрик;
  • Ганс Фриче;
  • Вальтер Эмануэль Функ;
  • Ялмар Горас Грили Шахт;
  • Бальдур Бенедикт фон Ширах;
  • Альберт Шпеер;
  • Юлиус Штрейхер.

Стартовал Нюрнбергский судебный процесс 20 ноября 1945 года. Завершилось разбирательство 1 октября 1946 года. К смертной казни через повешение были приговорены: Герман Геринг, Мартин Борман (заочно), Эрнст Кальтенбруннер, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Альфред Розенберг, Ганс Франк, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрейхер, Фриц Заукель, Артур Зейсс-Инкварт и Альфред Йодль.

Рудольф Гесс, Вальтер Функ и Эрих Редер приговорены к пожизненному заключению, Бальдур фон Ширах и Альберт Шпеер получили по 20 лет тюрьмы, Константина фон Нейрата осудили на 15 лет, Карла Дёница – к десяти годам, а Ганс Фриче, Франц фон Папен и Ялмар Шахт были оправданы. Повешения начались в ночь с 15 на 16 октября, сержант армии США Джон Вудз с двумя помощниками исполнили приговор в действие. Лишь Герман Геринг не был повешен, так как совершил самоубийство в камере.

 

 

Древнеримское высказывание оказалось уместным в середине XX века. Однако, горе побежденным оказалось с привкусом юриспруденции, что необходимо было сделать в тогдашних условиях. Время было жестоким, наказание для преступников оказалось точно таким же. Остается лишь надеяться, что события тех лет не повторятся вновь.

 

Реклама