Интервью19.10.2018 - 15:31

«Валдай-2018». Андрей Безруков: В борьбе с СССР Европа залезла под зонтик США и теперь за это платит

Советник Главного исполнительного директора ПАО «Роснефть», доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Безруков дал эксклюзивное интервью RuNews24.ru. На полях Международного дискуссионного клуба «Валдай» он поделился своим мнением по поводу внешней политики России, и рассказал, как нашей стране одержать победу в набравшей обороты информационной войне.

– Андрей Олегович, в рамках Международного дискуссионного клуба «Валдай» вы провели панель, посвященную теме «Война будущего: к чему готовиться». Так к чему же нам всем готовиться?

– Прежде всего нужно готовиться к неопределенности. Мы переходим из одной глобальной ситуации в другую. Это связано с технологическими переменами, которые тянут за собой передел экономики, передел во влиянии. И уже сейчас видно, что идет борьба за власть в новом мире. Страны позиционируются, пытаются сконцентрироваться, чтобы как можно быстрее захватить лидерство в следующем экономическом цикле. Поэтому будет очень много перемен, будет очень много сюрпризов. Мы переходим из одной парадигмы в другую, и в будущее заглянуть не можем, именно поэтому столько неопределенности в каждой из областей.

– О чем на этом «Валдае» говорили эксперты, касательно внешней политики? Как вы считаете, какие приоритеты будут у России во внешнеполитическом плане в ближайшие годы?

– Внешнеполитические приоритеты направлены на сохранение мира и стабильности в и вокруг России. Это нужно для того, что мы могли в этом бурлящем мире спокойно развиваться и идти своим путем. Даже если нам не совсем понятно, каким этот путь будет, он все равно со временем определится. Для этого необходимо создать условия: избежать катаклизмов и столкновений. Выстраивание международной безопасности, партнерских альянсов – и является задачей нашей внешней политики.

И кроме того, естественно, вот Владимир Путин говорил о натуральном самосохранении. Частью самосохранения является контроль над вооружением, ответственное поведение. Мы уже лет 200, если не больше, являемся традиционным «мальчиком для битья». Сейчас это происходит после того периода, когда многие думали, что холодная война ушла, и что будет какой-то более-менее стабильный мир. Как оказалось, рамки этого стабильного мира весьма велики. Это, конечно, не война, но если посмотреть на санкции, на то, как жестко ведется информационное вмешательство, не совсем и мир.

– Как вы считаете, текущий уровень взаимоотношений между Россией и США можно назвать полноценным диалогом? Дайте свою оценку этим двусторонним отношениям.

– Я не открою ни для кого секрета, если скажу, что российско-американские отношения находятся в самой нижней точке за долгие годы. Такая ситуация ожидания кризиса и информационных атак была последний раз еще в начале 80-х. Ее пик пришелся на инцидент со сбитым «Боингом» [речь о катастрофе Boeing 747 над Сахалином 1 сентября 1983 года]. Трудно четко сказать, что это было, но, скорее всего, это была провокация, поскольку сейчас понятно, кому это было выгодно и как ситуацию обыграли.

Когда такие вещи происходят, нужно сразу задать вопрос – кому это выгодно? Как только на вопрос появляется понятный ответ, все остальное – уже технические детали. Когда вы в корень проблемы смотрите, и смотрите на то, как она используется, тогда создается совершенно четкое впечатление, кому это надо и кому это не надо

– Не кажется ли вам, что текущая система европейского общежития по-настоящему осыпается?

– Я не знаю, может, и осыпается немножко. Все страны и альянсы периодически проходят через кризис. Европа – сложное понятие, там разные политические культуры, разные страны с большими традициями. Они собрались в Евросоюз потому, что это было удобно и это было выгодно, это работало. Каждый такой союз не вечен. Он проходит циклы подъемов и спадов. Обязательно будет через какое-то время переформатирование, так как всё в жизни меняется. Я думаю, что Европа возродится, придет к более стабильному пониманию себя и к более стабильным отношениям с Россией. Вопрос только в том, когда это произойдет.

В борьбе с СССР Европа приняла решение отдать политическую самостоятельность, залезть под зонтик США, и она теперь за это платит. Это ни хорошо и ни плохо, это их решение. Они знали, что им это нужно, они решали свои проблемы, это дало им возможность развиваться и безбедно жить некоторое время. Сейчас это выходит боком, так как пора менять курс, а его менять очень сложно потому, что все завязли в той системе, которую сами создали. Это обязательно пройдет, может, не без кризисов, но тем не менее.

– Вопрос про информационные войны. Россия втянута в эти процессы. Над схваткой, как мы понимаем, быть уже не получится. Какую тактику нужно избрать? Нам обороняться или нападать?

– Я даже не вижу здесь вопроса. Если вы спросите у любого человека, который имеет военное образование… Я не к тому, что это военная область. Я к тому, что в открытом пространстве невозможно создать оборону. К вам могут подойти сзади и сбоку. Траншеи копать бесполезно. В открытом пространстве можно выиграть, но только владея инициативой и нападая. Но «нападая» - это не то слово, которое в данном случае можно использовать. Надо навязывать свой контент, свои идеи, свои темы для разговора. И если вы упускаете инициативу, уже вам будут навязывать тему, и уже вы должны будете реагировать. И если вы реагируете, этого уже недостаточно. Новость живет несколько минут, максимум - несколько дней. И то, что вы потом на нее будете реагировать, уже не важно, дело сделано. И тем более, если это грязь, она уже прилипла к вам. А если вы задаете тему разговора, то вы заставляете реагировать. И самое интересное то, что это не вопрос воздействия на оппонентов, а вопрос воздействия на тех, кто слушает ваш разговор. Хорошо, если за вами стоит логика, и вы контролируете тему, которая имеет смысл для тех, кто вас слушает.

Поливание грязью – это прекрасно с точки зрения произведения эффекта. Но грязь не решает ничего. Вы не получаете подспорья в вашей политике. Вы получает негатив, и, если негатив продолжается и усиливается, вы идете всё ниже и упираетесь в пол. А что дальше, война? Нет, конечно. Вот британцы, которые используют эту тактику, они же уткнутся в то, что они дальше не могут поднимать напряженность без объявления войны. Но они же не способны с нами драться, они это знают. Им придется вернуться, поджав хвост, придется налаживать с нами отношения. Мы - серьезная держава, с нами надо договариваться, есть масса вопросов, где наше слово решающее. Правда, их система позволяет делать это проще. Ушел премьер-министр, пришел новый, сказал: «Это ко мне не относится». Но осадочек то останется.

 

Фото: из открытых источников

Реклама