Политика18.10.2018 - 11:34

Янис Юрканс: Латвия никогда не была так далеко от России, как сегодня

Больше новостей в сюжете: Валдай-2018

Бывший министр иностранных дел Латвии (1990-1992), основатель Совета государств Балтийского моря Янис Юрканс является одним из участников заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай-2018». На полях форума Янис Юрканс дал RuNews24.ru эксклюзивное интервью, рассказав об актуальных проблемах отношений между Россией и Латвией.

– На каком уровне сегодня находятся российско-латвийские отношения? Какие видите трудности, какие перспективы?

– Латвия никогда не была так далеко от России, политически и экономически, как сегодня. Мы только что прошли через выборную кампанию. «Партия народного согласия», которую я когда-то создавал, все ее списки шли против «руки Москвы и злодея Путина». Все клялись перед выборами, что с «Согласием» [партия, возглавляемая Нилом Ушаковым] никто не пойдет по той причине, что эта структура хочет иметь добрососедские отношения с Россией. И это в государстве, где около полумиллиона людей – русские люди. Мы все время живем вчерашним днем, подсчитываем «ущерб от оккупации Россией». Разве у нас нет сегодня других задач, разве не нужно смотреть вперед? Мир уже иной. К сожалению, в моем государстве этого понимания нет, но есть популизм. Молодежь неактивна и не понимает, что всё, что происходит в Латвии сегодня – не в их пользу. Молодежь поддалась массовой милитаризации общественного мнения. И всё время «перед носом размахивают» Крымом, Грузией, Украиной, не пытаясь анализировать, почему случился Крым, случилась Грузия. Все сводится к одному выводу – рядом живет потенциально опасный сосед и надо готовиться.

– Как вы оцениваете сегодняшний статус русского языка в Латвии?

Мы долгие годы жили с таким соотношением: 60% - госязык и 40% - русский язык. Так бы можно было и продолжать. Начиная с 1991 года государство сделало преступно мало, мы могли ввести обучение на русском языке так, чтобы этот вопрос не был бы вопросом. Многие молодые люди сталкиваются с проблемами на рынке труда. Требуют знание латышского, английского и русского языков. И в культурном смысле: не знать русский язык, не читать русскую классику – это все обедняет. Проблема, конечно, еще в том, что русская община очень разобщена.

– Сколько сейчас в республике русских школ? Сокращается ли их количество?

– Точно сколько школ, я не знаю. Их число уменьшается за счет того, что уменьшается количество детей. Главное, не сколько школ. На сегодня их хватало. Но уровень преподавания в школах, и в латышских, и в русских, из ряда вон жалкий. Преподают в школах люди «прошлого века». Да, им мало платят. Да, молодежь не идет работать в школы. Мы тратим слишком мало денег на образование, уделяем ему мало внимания. У нас нет понимания, что за образованием будущее, за ним ответ – будет Латвия или не будет ее совсем. Мы бюджет сами не составляем, необходимо согласование с Европой, внешней политики нет, обороны нет, валюты своей нет. Что у нас осталось? Флаг и гимн?

– Еще культура

– Да, культура. Но опять. Если взять, сколько мы тратим на культуру, и как мы пониманием ее… Я, может, слишком пессимистически рисую картину, но я так вижу. И мне очень жалко… Не за такую Латвию мы боролись. Да, мир стал другой, но кто нам мешает быть людьми и, кто нам мешает строить демократию. В стране 250 тысяч человек не являются гражданами, они не имеют политических прав. И национализм не идет на убыль, наоборот – он следует тем тенденциям, которые царят в мире.

Мы считаем, что США – наши союзники. Но спроси американца о местонахождении Латвии, он на карте не покажет. Этот союзник настолько непредсказуем. Какая гарантия, что Трамп завтра-послезавтра не уйдет из Европы? Ему важна борьба за гегемонию в Тихом океане. Трамп говорит: «Вы – Европа. У вас в пять раз больше населения, нежели в России, денег вы тратите больше, чего вы от нас еще ждете?». Но ведь ждут большого «дядю Сэма».

– Оцените эффективность работы Совета государств Балтийского моря.

– У него зубов нет, ему бы зубы надо вставить. Мы понимаем, что ЕС разваливается. Да, это будет не завтра и даже не послезавтра. Давайте будем говорить о регионализации Евросоюза. Возьмем три Балтийских государства, мы даже 10 млн населения не наберем. Давайте думать о том, что в случае развала ЕС у нас будет определенная структура. Что мы будем делать, если каждый будет сам за себя? Где мы будем продавать свои товары? Насколько мы сегодня конкурентоспособны?

– Как санкционная война ударила по латвийским производителям?

Спросите у тех, кто продавал шпроты в Россию, и не только шпроты. А транзит? Если Россия закроет свои порты и закроет транзит через Латвию, мы будем визжать. Доля от транзита в бюджете продолжает падать. У нас была когда-то нефтяная труба «Вентспилс». Она уже сухая, там ничего нет. Я понимаю, почему Россия это делает. Вот почему мы не можем вести себя по отношению к России как Финляндия?

– Гибкая политика?

Они не голосуют за санкции, у них национальные интересы. Ведь не только у Америки, у каждого государства могут быть национальные интересы. Мы маленькие, мы не Германия, у нас формула выживания другая.

Надо давать понять Европе, что нам всем важно, что чем Россия будет богаче, тем нам всем будет лучше. Не дай бог санкции доведут Россию до гипотетического коллапса. Допустим, начнут разбазаривать ядерные материалы. Как это было с армейской техникой, которую выводили из ГДР. И если горсть этих материалов получат террористы? Плюс, как жить рядом с бедным соседом, понимая, что это ты его загнал в угол? История наказывает.

– Как вы оцениваете работу валдайского форума?

Это очень хороший проект. Люди ищут пути выхода из тупика, в котором мир оказался. Организация, отношение людей, все это мне очень нравится. Звучащие позитивные ноты вселяют надежду. Дома, конечно, меня могут назвать чуть ли не предателем. Я же ездил в «логово противника».

– В этом году на «Валдае» произошел сдвиг, от глобальных тем перешли к теме России. Насколько это важно?

– Очень важно. Россия – ядерная держава. Надо изучать Россию, знать, что здесь происходит. «Валдай» поможет понять, что мы не должны быть против России.

 

Фото: LETA

Реклама