Из-за нежелания США передавать военные воздушные судна Украине пилоты украинской армии не могут обучаться на истребителях F-16, принадлежащих европейским странам. Об этом активно пишут иностранные СМИ, и информационное агентство RuNews24.ru сделало подборку сообщений популярных изданий.
Материалы ИА RuNews24.ru в сюжете «Иностранные СМИ» содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции.
The New York Times
Новая попытка Великобритании и Нидерландов предоставить Украине истребители F-16 обнажила последнюю линию разлома среди западных союзников, которые неоднократно спорили по поводу отправки мощного военного оружия, вновь поставив неохотно идущие навстречу Соединенные Штаты против некоторых из своих ближайших европейских партнеров.
Несколько европейских союзников готовы предоставить Украине свои F-16. Но администрация Байдена, которая должна утверждать любые поставки самолетов американского производства, по-прежнему не убеждена в том, что Украина нуждается в дорогостоящих истребителях, которые являются основным элементом многих современных военных арсеналов.
Скептицизм Вашингтона настолько глубок, что киевским пилотам в настоящее время даже не разрешают тренироваться на F-16, которые принадлежат европейским государствам, по словам высокопоставленного украинского чиновника, который говорил на условиях анонимности, чтобы откровенно обсудить этот деликатный дипломатический вопрос.
Нежелание американцев разрешить обучение серьезно ограничит предлагаемую новую европейскую коалицию, которая поможет Украине получить F-16 и летать на них - как в текущем конфликте, так и для защиты от любых действий со стороны Москвы после того, как Запад переключит свое внимание с 15-месячного конфликта.
"Что здесь действительно важно, так это дать понять России, что мы, как страны, не имеем философских или принципиальных возражений против предоставления Украине необходимых ей возможностей, в зависимости от того, что происходит на поле боя", - заявил в среду в Берлине министр обороны Великобритании Бен Уоллес. Он добавил: "Это дело Белого дома - решать, хочет ли он предоставить эти технологии".
CNN
ВВС США называют F-16, первый полет которого состоялся в 1978 году, "относительно недорогой и высокоэффективной системой вооружения".
Одномоторные истребители могут действовать в режимах "воздух-воздух" или "земля-штурм", летать в любых погодных условиях, дальность полета составляет 500 миль (860 километров).
Это было бы существенной модернизацией самолетов, имеющихся сейчас в парке Украины, в основном советских военных самолетов, которые либо были в составе ВВС Украины до российского вторжения, либо были переданы Киеву другими европейскими государствами, такими как Польша, которые когда-то находились в советской орбите.
Зеленский заявил, что давно ожидаемое контрнаступление Украины начнется в ближайшее время. В начале СВО США считали, что поставка Украине новых истребителей может привести к эскалации между НАТО и Россией.
Между тем, официальные лица США и союзников ранее заявляли, что истребители нецелесообразны, поскольку они требуют серьезной подготовки, а Россия обладает мощными зенитными системами, которые могут легко их сбить.
Любая переброска F-16 на Украину потребует одобрения США, а президент США Джо Байден в начале этого года заявил, что Киев не нуждается в истребителях. Однако в марте CNN сообщила, что США работают с украинскими пилотами в Соединенных Штатах, чтобы определить, сколько времени потребуется для обучения их полетам на F-16, согласно источникам, проинформированным по этому вопросу.
Ooda Loop
Высокопоставленный американский чиновник заявил, что администрация Байдена не хочет посылать Украине самолеты F-16 по двум причинам.
Первая - это многомиллионная цена самолета, которая поглотит и без того сокращающиеся средства на финансирование военного конфликта. Вторая причина заключается в том, что истребители не попадут на поле боя в течение нескольких месяцев.
Скорее, США больше озабочены отправкой в Украину другого американского оружия, чтобы успеть провести контрнаступление против России.
Politico
Администрация Байдена столкнулась с новой и усиленной кампанией давления, направленной на одобрение передачи Украине самолетов F-16, после того как Великобритания объявила, что будет обучать украинских летчиков-истребителей, а Киев усилил свои призывы к получению боевых самолетов.
Хотя администрация пересекла несколько других "красных линий" в военной помощи - одобрив все, от управляемых ракет, беспилотников до танков "Абрамс", которые, как они когда-то утверждали, спровоцируют Россию, - администрация Байдена пока придерживается линии в отношении F-16 производства Lockheed Martin.
Но, возможно, нарастает импульс к тому, чтобы Вашингтон сделал следующее: разрешил другим странам, летающим на F-16, посылать свои самолеты в Украину. Ожидается, что вопрос об F-16 будет стоять на повестке дня встречи "Большой семерки" в Японии на этой неделе, что является преддверием публичной кампании, которую Украина и другие мировые лидеры, как ожидается, продолжат на ежегодном саммите лидеров НАТО в Литве в июле.
"Продолжается обсуждение и других типов реактивных самолетов", - сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, выступая перед журналистами в кулуарах заседания Контактной группы по вопросам обороны Украины, состоявшегося в прошлом месяце на авиабазе Рамштайн, Германия.
Пресс-секретарь министра обороны Украины Алексей Резников заявил, что "реактивные самолеты - это единственное, чего все еще не хватает в списке пожеланий Резникова".
Aero Time
Одной из основных причин колебаний Вашингтона по поводу отправки F-16 на Украину, по словам американского чиновника, процитированного The New York Times, является значительная стоимость, связанная с предоставлением этих самолетов.
Существуют также опасения, что внедрение более современного оружия в регионе может спровоцировать Москву на усиление атак.
Наконец, из-за критического характера самолета, который до сих пор широко используется в ВВС США, для повышения квалификации украинских пилотов по управлению F-16 потребуется явное разрешение США, иначе все ограничится "просто техническим языком и тактическими уроками, которые будут преподавать пилотам, никогда не прикасаясь к F-16", - объяснил украинский чиновник газете The New York Times.
Нежелание президента США Джо Байдена и его администрации не ново. Несмотря на то, что в июле 2022 года Палата представителей Конгресса США выделила 100 миллионов долларов на обучение украинских пилотов управлению американскими боевыми самолетами, Байден еще в феврале 2023 года повторил, что Украине "сейчас не нужны F-16".
"По мнению наших военных, сейчас нет никаких оснований для предоставления F-16", - сказал Байден в интервью ABC News. "Мы отправляем [Зеленскому] то, что, по мнению наших опытных военных, ему сейчас нужно. Ему нужны танки, ему нужна артиллерия, ему нужна противовоздушная оборона".
В интервью AeroTime в октябре 2022 года бывший посол США в НАТО и бывший специальный представитель США по Украине Курт Волкер объяснил, что часть администрации надеялась отложить поставку до окончания конфликта.
"Мое восприятие таково, что мы использовали продолжительность обучения в качестве предлога", - сказал Волкер. "В Вашингтоне рассчитывают, что конфликт закончится до того, как F-16 будут переданы Украине, и они смогут интегрировать их в свои ВВС".