Закрытие судоходства по Сайменскому каналу стало очередной недружественной мерой Финляндии в отношении России.
Нелепость решения финских властей признают по обе стороны границы: и российские эксперты, и известный финский правозащитник, доцент Университета восточной Финляндии Йохан Бекман.
Ученый уверен, что решение о закрытии принималось не самой Финляндией, а НАТО. По его словам, это часть масштабной военной подготовки к вооруженному конфликту с Россией.
«Закрытие судоходства по Сайменскому каналу – это общий план военной подготовки с другими союзниками по блоку. Сама Финляндия уже никаких решений не принимает», – утверждает Бекман.
Этими действиями северный сосед наказал, прежде всего, сам себя, считает эксперт. Финляндия ежегодно платит России свыше одного миллиона долларов в год за аренду российской части водной артерии, соединяющий озеро Сайма и Выборгский залив.
В свое время маршрут длиной 57 километров (23 финских и 34 российских) от Лаппеенранты через Выборг к Финскому заливу символизировал добрососедские отношения со страной Суоми. Канал был некоторой компенсацией за утраченную финнами Карелию.
Заключенный между Россией и Финляндией договор аренды в 1962 году, в 2010 году был продлен до 2062 года. До весны 2022 года ежегодно по каналу перевозилось по 1,5 миллиона тонн грузов в обе стороны.
Движение по каналу остановилось после начала спецоперации на Украине. Теперь в воду утекут не только бесполезная плата за аренду бездействующего водного пути, но и расходы на содержание инфраструктуры, в том числе гидротехнической.
«Договор аренды заключался на чрезвычайно выгодных для Финляндии условиях. Я бы назвал это авансом, и далеко не первым, для будущих дружеских отношений. Но финны решили эти отношения променять на сомнительную дружбу с НАТО», – говорит профессор кафедры европейских исследований СПбГУ Николай Межевич.
Еще до нынешнего демарша правительства Финляндии в Госдуме уже выдвигались инициативы по денонсации соглашения и расторжению договора аренды Сайменского канала. Такое предложение озвучил год назад глава комитета по делам СНГ Леонид Калашников.
«Сайменский канал по нашей территории возит грузы в центр Финляндии. У нас есть запрет на транспортировку грузов стран-участниц НАТО. Это соглашение надо денонсировать», – заявил тогда Калашников.
Сайменский канал строился на территории великого княжества Финляндского при поддержке императора Николая Первого. Открыт в 1856 году в день коронации Александра Второго. Сейчас судоходство остановлено, а проект реконструкции канала за 95 млн евро заморожен.